Несмотря на спецоперацию и неблагоприятный экономический фон, динамика общеуголовной преступности в России остается стабильной
Источник ЦБ РФ
Спустя полгода весьма радикальных экономических перемен, обусловленных началом спецоперации в Украине, криминальная ситуация в России остается под контролем правоохранителей. Отрапортовав о миллионе зарегистрированных преступлений (в основном нетяжких), МВД России заявляет о приросте преступности лишь в 30 из 85 регионов. Нераскрытыми остались 385 тыс. злодеяний, треть из которых – тяжкие. Основной контингент обвиняемых – безработные и ранее судимые лица. Жертвами преступных посягательств при этом стали почти 11 тыс. россиян, а еще 16,5 тыс. получили тяжкие увечья (эти показатели немного снизились по сравнению с прошлым годом). Правда, вот размер материального ущерба (по оконченным и приостановленным уголовным делам) взлетел аж на 122,5% – до 494 млрд руб. Почти половина столь внушительной суммы приходится на экономические махинации, количество которых перевалило за 70 тыс. Однако лишь 22,2 тыс. из них касались профильной главы 22 УК РФ (крупноущербных деяний среди них набралось и того меньше – всего 3,3 тыс.).
Если оценивать видовую структуру отечественной преступности, то заметный прирост произошел по части экстремизма, терроризма, вымогательств, фиктивной регистрации мигрантов и вооруженных нападений. Кстати, сами мигранты оказались замешаны более чем в 21 тыс. различных преступлений (прирост почти 12%). Помимо них, отличились и коррупционеры, на счету которых оказалось более 22,3 тыс. деяний, в основном связанных с мздоимством (11,8 тыс. случаев). Чаще в текущем году ловили тех, кто брал взятки, реже тех, кто посредничал в этом неблаговидном занятии. Правда, крупная рыба в правоохранительные сети заплывает все реже: ни губернаторов, ни министров, ни сенаторов. То ли они затаились на время спецоперации, то ли поумнели.
|
Инфографика МВД РФ
|
Несмотря на некоторое снижение общего количества – до 248,9 тыс. (скорее всего из-за незаявляемости ввиду бесперспективности), киберпреступность остается одной из серьезных угроз общественной безопасности. Уже в первом полугодии Центробанк инициировал блокировку более 190 тыс. телефонных номеров, использовавшихся кибермошенниками, и 3,4 тыс. фишинговых веб-сайтов, предлагавших различные товары и услуги. Помимо этого, Центробанк выявил более 2,2 тыс. нелегальных финансистов (компаний, инвестпроектов и индивидуальных предпринимателей), в том числе 954 финансовые пирамиды (79% из них действовали в интернете). Это цифра втрое (а по пирамидам – в 6,5 раза) превышает количество нелегалов, выявленных за аналогичный период 2021 года. Заметно увеличилось количество хайп-проектов (фонды коллективных инвестиций) в Telegram, завлекающих доверчивых граждан с помощью ботов. Неизменным спросом у населения пользуются псевдоинвестпроекты, связанные с криптовалютами (Ethereum, биткоин). Основной причиной происходящего является низкая цифровая грамотность населения. С мая на сайте ЦБ функционирует специальный раздел по предупреждению кибермошенничеств, где в доступной форме описаны наиболее популярные схемы хищений денежных средств, а также регулярно обновляется список нелегальных финансистов.
|
Инфографика МВД РФ
|
Несмотря на столь благостную с виду криминологическую картину, законодатели продолжают рьяно закручивать правовые гайки, дабы чего не вышло. Так, с 4 марта введена уголовная ответственность за распространение ложной информации об использовании Вооруженных сил РФ и их дискредитацию (Федеральный закон № 32-ФЗ), 5 апреля – за распространение ложной информации об исполнении госорганами РФ своих полномочий (Федеральный закон № 63-ФЗ), а с 19 июля – за преступления против госбезопасности (Федеральный закон № 260-ФЗ). Речь идет о госизмене (теперь под ней понимается переход на сторону противника), об участии в вооруженном конфликте или военных действиях за рубежом; о наемничестве; конфиденциальном сотрудничестве с представителем другой страны, международной или иностранной организации; публичных призывах к деятельности против госбезопасности, неоднократной пропаганде и публичном демонстрировании нацистской, экстремистской или иной запрещенной атрибутики и символики; нарушении требований по защите гостайны. При этом в качестве меры наказания фигурируют весьма длительные сроки заключения – от 7 до 20 лет вкупе с крупными штрафами. По заявлению разработчиков этого закона (депутатов профильного комитета Госдумы), внесенные в Уголовный кодекс поправки – это адекватный и своевременный ответ на те вызовы, которые стоят перед нашей страной (в связи с украинскими событиями). Внушительные сроки, по их мнению, способны охладить пыл любого оппозиционера, решившего примкнуть к украинской стороне или поделиться с ней конфиденциальной информацией. Да и условным сроком в этом случае явно не отделаешься. Видимо, по этой причине большинство несогласных с происходящим в Украине и поспешили покинуть пределы страны, дожидаясь за рубежом грядущей развязки. Кстати, по последним опросам ФОМа, доля тех, кто не будет принимать участия в акциях протеста, достигла 77% (по данным ВЦИОМа – 83%).
|
Инфографика МВД РФ
|
Правда, есть и позитивные проблески в бессистемном и конъюнктурном законотворчестве. Так, с 17 марта ужесточена ответственность за половые преступления в отношении несовершеннолетних (ст. 133, 242.1 и 316 УК РФ, Федеральный закон № 38-ФЗ), 9 июля – за повторное нанесение побоев или совершение иных насильственных действий (ст. 116 УК РФ, Федеральный закон № 203-ФЗ), а с 25 июля – за применение пыток (ст. 286 и 302 УК РФ, Федеральный закон № 307) и повторную езду без водительских прав (ст. 264.3 УК РФ, Федеральный закон № 258-ФЗ). На подходе еще ряд законодательных инициатив, призванных облегчить участь предпринимателей, о нелегкой судьбе которых регулярно ропщет бизнес-омбудсмен Борис Титов, – речь, например, идет о повышении размеров ущерба по налоговым преступлениям, об освобождении от ответственности в случае раскаяния директоров фирм-однодневок.
|
Инфографика МВД РФ
|
Изменение уголовно-правовой политики целесообразно со всех точек зрения – социальной, экономической, политической. Однако представление о том, что стратегия борьбы с преступностью требует обязательного ужесточения уголовного законодательства и усиления карательной практики судов, является ошибочным. Проведение такой политики обусловливает рост числа судимых и способствует развитию криминальной среды. Как показывает исторический опыт России, чем более жесткие меры принимались сверху, тем выше становился уровень преступности, причем особенно быстро росло число особо тяжких преступлений – убийств, тяжких телесных повреждений, разбоев. Вывод о том, что ужесточение уголовного законодательства не помогает эффективно бороться с преступностью, подтверждается и опытом других стран. В связи с этим особенно важно развивать системный подход к ее формированию, исключив порочную практику кампанейщины. Реализовать такой подход в полной мере возможно лишь в случае, если определять уголовно-правовую политику в стране будет единый госорган, а участвовать в ее формировании будут профессионалы, а не демагоги-конъюнктурщики.