0
4432
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

24.07.2022 18:45:00

Немецкая "замедленная бомба" под Евросоюз

Продвигаемый Германией отход от принципа консенсуса при принятии решений в ЕС может привести к серьезным долгосрочным последствиям

Андрей Кинякин

Об авторе: Андрей Алексеевич Кинякин – приглашенный профессор Потсдамского университета, кандидат политических наук.

Тэги: ес, разногласия, консенсус, отход, шольц, германия


ес, разногласия, консенсус, отход, шольц, германия Фото REUTERS

Как нам обустроить Европу? Над ответом на этот вопрос последние десятилетия бьются европейские политики и общественные деятели, предлагая различные варианты и стратегии реформирования Евросоюза с точки зрения повышения эффективности его деятельности.

Не стал исключением и действующий канцлер ФРГ Олаф Шольц, на страницах Frankfurter Allgemeine Zeitung представивший свое видение перспектив развития ЕС как интеграционного образования. В статье под говорящим названием «Европа должна стать геополитическим игроком», основным лейтмотивом которой стала оценка роли ЕС в условиях «новой геополитической реальности» (безусловно, речь идет об украинском конфликте), он сосредоточился на основных аспектах превращения Евросоюза в глобального «геополитического тяжеловеса» и укрепления его позиций как «живой антитезы империализму и авторитаризму».

Среди озвученных Шольцем идей особый интерес представляет одна – усиление общеевропейской солидарности. На первый взгляд это выглядит дежурной фразой. Однако предлагаемое канцлером ФРГ решение – сведение на нет «постоянных разногласий» и прекращение «эгоистических блокад процесса принятия решений в ЕС со стороны отдельных стран-членов» – свидетельствует о том, что он решил замахнуться на нечто большее. А именно – отказаться от принципа единогласия, или консенсуса, который является основополагающим при принятии наиболее значимых решений в ЕС.

В первую очередь это касается таких институтов, как Европейский совет (собрание глав государств и правительств) и Совет ЕС (собрание профильных министров), основными функциями которых является выработка политического курса.

Суть принципа консенсуса заключается не только в единогласном голосовании, но и в том, что каждая страна-член обладает правом вето, которое она может использовать для блокирования принятия тех или иных решений.

И многие страны – члены ЕС давно активно, а самое главное, успешно этим пользуются. В качестве примера можно привести многолетнее блокирование Грецией начала переговоров о вступлении в ЕС Северной Македонии вплоть до проведения в последней в 2018 году референдума, в результате которого произошла смена названия страны (греки полагают, что историческая провинция Македония является частью их культурного наследия).

В последние годы на фоне растущих разногласий и противоречий в Евросоюзе процесс выработки единой позиции по различным вопросам (не только политическим) становится все более сложным и растянутым во времени, что, как полагают многие, снижает эффективность его деятельности. Как результат, все громче раздаются голоса, призывающие к отходу от принципа консенсуса как основной формы принятия решений в ЕС.

Причем чаще всего они звучат из европейских структур. Так, еще в 2018 году тогдашний глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предложил отойти от использования принципа консенсуса в рамках осуществления политики расширения ЕС. А в мае нынешнего года преемница Юнкера Урсула фон дер Ляйен заявила о том, что ЕС должен отказаться от принципа консенсуса при решении «ключевых политических вопросов».

Солидаризация же Шольца с ними является в определенном смысле знаковой.

Во-первых, фактически впервые идея отхода от принципа консенсуса озвучена одним из руководителей стран – членов ЕС. Последние в рамках взаимодействия с ЕС традиционно стремятся находиться на страже национальных интересов. И право ветировать решения в ЕС на основе принципа консенсуса как раз относится к их числу. Заявления же Шольца смещают баланс дискуссии между так называемыми интерговерменталистами (сторонниками примата стран – членов ЕС) и «федералистами» (сторонниками увеличения полномочий органов власти ЕС) и потенциально усиливают позиции органов власти ЕС.

Во-вторых, идею отхода от принципа консенсуса высказал не абы кто, а руководитель страны, являющейся безусловным экономическим и одним из политических лидеров Евросоюза. Это может привести к усилению и без того высоких опасений относительно доминирования Германии в ЕС с точки зрения продвижения своих интересов. Последнее крайне болезненно воспринимается многими странами-членами, учитывая не только негативные реминисценции последних лет (к примеру, ситуацию с разрешением греческого долгового кризиса), но и продвигаемые в ЕС «прогерманские» инициативы (в частности, именно такое отношение к недавнему предложению о 15-процентном сокращении потребления газа во всех странах – членах ЕС).

Немаловажным является то, что канцлер ФРГ, ратующий за отход от принципа консенсуса, не обозначает какой-либо альтернативы. И это дает простор для толкования. Если принцип консенсуса будет отменен, то вместо него будет ли использоваться применяемый в ЕС в ряде случаев принцип квалифицированного большинства (не менее 55% стран-членов, в которых проживает не менее 65% населения ЕС)? Или это будет простое большинство? Или будет разработана некая новая процедура принятия решений, учитывая специфику ЕС? Ответов на эти и другие вопросы пока нет.

Однако, безусловно, основная интрига заключается в том, насколько идеи Шольца найдут практическое воплощение. Шансов на это, откровенно говоря, немного. Парадокс ситуации заключается в том, что для того, чтобы изменить процедуру принятия решений в ЕС, необходимо изменить институциональную основу (договоры) ЕС, а для этого необходимо заручиться поддержкой всех стран-членов.

Однако маловероятно, что многие из них захотят это сделать, прекрасно осознавая, к каким последствиям это в конечном счете приведет: фактической невозможности эффективно влиять на процесс принятия ключевых решений в ЕС, а самое главное – к частичной утрате суверенитета.

В первую очередь это касается малых членов ЕС – государств с относительно небольшим (не более 10 млн человек) по численности населением. Наличие у них полноценного права голоса, включая возможность ветировать решения на уровне европейских институтов, является гарантией не просто того, что к ним будут прислушиваться, но и они могут эффективно отстаивать свои национальные интересы. С отходом же от принципа консенсуса и переходом, к примеру, к принципу квалифицированного большинства они не только лишаются этой гарантии, но и оказываются в роли «младших партнеров», осуществляя функцию «подносчиков снарядов».

Фактически это будет означать реализацию на практике концепции «Европы двух скоростей» (выделение среди стран – членов ЕС «ядра» и «периферии»), что неизбежно приведет к еще большему усилению противоречий и в перспективе может быть чревато далеко идущими негативными последствиями для Евросоюза как интеграционного образования.

Возможно, канцлеру ФРГ, который неоднократно заявлял о своей приверженности европейской идее, в первую очередь следовало бы подумать об этом в рамках своего видения реформирования ЕС. Во всяком случае это однозначно видится более важным, чем превращение Евросоюза в глобального «геополитического тяжеловеса». 

Берлин


Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
746
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
424
Следователи привыкли ограничивать подозреваемым свободу

Следователи привыкли ограничивать подозреваемым свободу

Екатерина Трифонова

Запрет определенных действий стали применять чаще в качестве более мягкой формы ареста

0
575
Перед выборами в регионах Надеждин присматривается к "Яблоку"

Перед выборами в регионах Надеждин присматривается к "Яблоку"

Дарья Гармоненко

Остатки несистемной оппозиции хотят участвовать в репетиции думской кампании

0
553

Другие новости