В знак траура по Синдзо Абэ были приспущены государственные флаги Кубы. Фото сайта detailzero.com
В Гаване с настороженностью отнеслись к результатам голосования в верхнюю палату японского парламента. Ведь победу одержала «партия войны» – правящая коалиция Либерально-демократической партии и партии «Комэйто», выступающая за изменение Конституции и отмену запрета на ведение Японией боевых действий и обладание собственными вооруженными силами. Победа «ястребов» может негативно сказаться на отношениях между Островом свободы и Японией на фоне недавней гибели истинного друга Гаваны – бывшего премьер-министра Синдзо Абэ. Кубинские власти, как известно, даже объявили 11 июля днем траура по убитому экс-премьеру. По всей стране были приспущены государственные флаги. Кубинский президент Мигель Диас-Канель решительно осудил убийство.
Необходимо отметить, что японо-кубинские отношения, несмотря на давление Вашингтона на Токио, ранее всегда были конструктивными и продолжали развиваться, особенно в бытность Абэ премьер-министром Японии. Еще с середины 70-х Япония, помимо СССР, была одним из основных торговых партнеров Острова свободы. Токио не раз оказывал экономическую и гуманитарную помощь Гаване во времена тотальной блокады этого островного государства. Япония поддержала и экономические реформы на Кубе, в связи с чем кубинские руководители не раз высказывали мнение, что Япония способна сыграть очень важную роль в текущей рыночной динамике их страны.
Исторический визит Синдзо Абэ на Кубу в 2016 году (он стал первым японским премьером, официально побывавшим там) послужил триггером активизации японо-кубинских торгово-экономических отношений. Япония начала инвестировать в кубинскую экономику. Заметно оживилась двусторонняя торговля. Кубе были прощены 120 млрд иен из 180 млрд долга Гаваны перед Токио и была предоставлена солидная финансовая помощь по гуманитарной линии. Кроме того, было заключено важное двустороннее соглашение о научно-техническом сотрудничестве, которое открыло кубинцам доступ к японским технологиям.
Весьма позитивная динамика в двусторонних отношениях даже предоставила Гаване уникальную возможность выступить в роли посредника в контактах между Токио и Пхеньяном и тем самым укрепить свои позиции на международной арене. Ведь Куба сохраняет дипотношения с КНДР. Накануне визита Абэ в Гавану главный секретарь японского кабинета министров недвусмысленно заявил, что Япония будет стремиться к диалогу с Кубой, в том числе и по северокорейской проблематике, включая ядерную и ракетные программы Пхеньяна и похищение японских граждан. Кубинский руководитель Диас-Канель неоднократно отмечал, что отношения между Гаваной и Токио «находятся в отличном состоянии». При этом он неизменно высказывался за их дальнейшее углубление с опорой на развитие в том числе и политического диалога.
Расширение двустороннего сотрудничества, чему в немалой степени способствовал лично Абэ, было для Кубы не только желательным, но и критически важным в условиях ее едва выживающей экономики. Бывший японский премьер всегда благожелательно относился к Кубе, поддерживая личные доверительные контакты с кубинским руководством и рассматривая Остров свободы в качестве весьма перспективного направления для японских инвестиций. Он даже называл Фиделя Кастро «выдающейся личностью».
На фоне трагической гибели Абэ иностранные наблюдатели отмечают некоторое беспокойство Гаваны относительно перспектив отношений с Токио. Нынешний премьер-министр Фумио Кисида, явно следующий в фарватере политики Вашингтона, относится к Кубе, похоже, гораздо прохладнее. А неизменная кубинская позиция в поддержку специальной военной операции России в Украине может заставить Токио под нажимом американцев отвернуться от Острова свободы.
Новый глава японского правительства находится на своем посту считаные месяцы, но уже допустил ряд резко негативных высказываний в адрес России, при этом подчеркивая желание поддерживать тесные связи с США. Кисида с каждым днем все больше прибегает к риторике японских «ястребов» по ряду международных проблем. Например, он уже выступил в поддержку милитаризации Японии и против ее присоединения к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерного оружия. И в Гаване понимают, что с учетом действий Кисиды с оглядкой на Вашингтон отношения между Кубой и Японией могут застопориться и в них может наступить неопределенная пауза.