Фото REUTERS
В Мадриде прошел саммит НАТО, на котором была принята новая Стратегическая концепция альянса и выдвинута программа его деятельности до 2030 года. Встречи стран – участниц альянса привычно сопровождаются патетическими речами о единстве и сплоченности, демонстрацией непоколебимой решимости перед внешними угрозами, принятием пышных деклараций и документов. Натовцы всегда отличались умением выдать желаемое за действительное и убедительно сыграть торжество чувства партнерского единения и взаимовыручки (возможно, только Дональду Трампу удавалось немного подпортить усердно конструируемый имидж непотопляемого корабля).
Однако этот саммит действительно отличается от предыдущих в связи с кардинально изменившейся стратегической обстановкой в Европе и резко обострившимися военно-политическими отношениями России и евро-атлантических союзников. Встреча примечательна не только принятием важнейшего документа, в соответствии с которым будет функционировать НАТО, но и формальной концептуализацией и констатацией мирополитического видения Запада на долгие годы вперед. При этом хотя и можно легко поддаться старательно транслируемому мифу о крепости и прочности союзнических уз, полезно было бы на время отказаться от его анальгетического эффекта и взглянуть, так сказать, на реальное состояние альянса.
Страны коллективного Запада, конечно, продемонстрировали небывалое единодушие и координацию подходов, выработав систему санкционного давления и единогласно осудив военную спецоперацию России в Украине. В этих условиях Финляндия и Швеция заявили о желании стать членами НАТО, но на начальном этапе Турция выступила решительно против этой идеи. В конце концов на саммите удалось достигнуть соглашения между Турцией, Финляндией и Швецией о том, что Анкара не будет препятствовать их вступлению в союз при определенных условиях.
Страны – члены НАТО пообещали и дальше оказывать военно-политическую поддержку украинской стороне, подтвердив решения Бухарестского саммита 2008 года о возможном вступлении Украины и Грузии в Североатлантический альянс. Кстати, ранее Евросоюз также пообещал рассмотреть вопрос вступления Украины в организацию, хотя пока это больше похоже на жест моральной поддержки, нежели реальный план присоединения. Так, Германия, Франция и Италия как страны – основатели ЕС опасаются размывания оснований союза из-за форсированного процесса вступления новых, подчас неподготовленных и несоответствующих базовым критериям членов. Президент Франции Эмманюэль Макрон даже предложил подумать над созданием расширенного Европейского сообщества как альтернативной интеграционной структуры для желающих вступить в Евросоюз.
Евро-атлантические союзники не спешат связывать себя обязательствами перед Киевом, но при этом ищут способы противодействовать России, которая в документе названа «самой значительной и прямой угрозой» миру и безопасности в Евроатлантике. Цель они видят в том, чтобы защитить свои стратегические позиции, ценности и военно-политические интересы, не вступая в прямой военный конфликт и вскользь даже упоминая о готовности сохранить некоторые каналы коммуникации с Москвой открытыми.
На более отдаленную перспективу натовским союзникам предстоит трудная задача согласования двух направлений внешнеполитической активности – европейское и индо-тихоокеанское, а именно, как выстроить систему параллельного противодействия России и Китаю. В представленном документе Китай обозначен в качестве системного вызова безопасности, интересам и ценностям альянса.
Представитель внешнеполитического ведомства Китая незамедлительно выразил протест и обеспокоенность относительно содержания обновленной Стратегической концепции. Пекин резко осудил конфронтационную риторику западных стран, отметив, в свою очередь, что НАТО само создает новые разделительные линии и втягивает мир в ожесточенное противостояние, новую холодную войну, создавая угрозу миру и стабильности. В частности, отдельно было высказано настойчивое требование к западным партнерам прекратить попытки НАТО дестабилизировать обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в то время как Европа «уже разрушена» в результате деятельности альянса.
Евро-атлантические союзники также обеспокоены укреплением российско-китайского сотрудничества, которое, по их мнению, может угрожать порядку, основанному на правилах. Китай официально не поддержал и не осудил российскую спецоперацию в Украине, но при этом недвусмысленно намекал на ответственность Запада за обострение военно-политической ситуации в Европе, тем самым противопоставив себя всему трансатлантическому сообществу. Западные политики все чаще склонны полагать, что между событиями в Европе и Азии есть взаимосвязь, а укрепление отношений между Пекином и Москвой требует скоординированных действий на обоих направлениях. Не случайно на саммит НАТО были приглашены лидеры Австралии, Японии, Новой Зеландии и Южной Кореи, которые так или иначе готовы играть в одной команде с западными партнерами.
Кроме всего прочего обострение ситуации в сфере безопасности в Европе подтвердило и еще более усугубило стратегическую зависимость европейских союзников по НАТО от США, сведя на нет стремления европейцев к какой-либо автономии от старшего партнера. В идеале консолидация трансатлантических союзников предполагалась как достижение сбалансированных отношений между партнерами и постепенное делегирование все большей ответственности за поддержание безопасности в регионе европейцам. Однако конфликт России и Украины/Запада в стадии обострения лишь обнажает структурную асимметрию НАТО, в которой доминирующую роль продолжают играть США, что во многом затрудняет процесс поиска взаимоприемлемого решения проблемной ситуации.