Фото REUTERS
Парламент Болгарии вынес вотум недоверия кабинету министров, ввергнув страну в состояние хаоса на фоне боевых действий в Украине, потенциального расширения европейской интеграции, нерешенных проблем, вызванных коронавирусом, растущей инфляции и наступающего энергетического кризиса. Болгария, имеющая статус «самой бедной страны ЕС» и самый высокий уровень коррупции в Европейском союзе, коллапс политической системы переживает перманентно. За последние 13 лет здесь сменилось семь правительств, прошло шесть парламентских выборов, пять из которых были внеочередными.
Кирилл Петков, теперь уже бывший премьер-министр и лидер центристской партии «Продолжаем перемены», победившей на вторых внеочередных и третьих по счету парламентских выборах только в одном 2021 году, совершил практически невозможное. Он создал коалицию большинства с тремя другими политическими силами: Болгарской социалистической партией (БСП), правоцентристским Демократическим союзом и популистской партией «Есть такой народ!» (ЕТН). Несмотря на свою «разношерстность», устойчивость правительства гарантировалась 140-страничным коалиционным договором, где подробно были расписаны цели и задачи, по выражению соратника Петкова по партии и министра финансов в новом правительстве Асена Василева, этого «неестественного союза». Политиков объединило не только стремление отстранить от власти правящую более 10 лет партию «Граждане за европейское развитие» (ГЕРБ), ставшую символом коррупции, но и желание сделать борьбу с расхищением государственных средств мейнстримом в политике. Однако чуда не произошло: проработав всего шесть месяцев, правительство Петкова рухнуло.
В падении своего кабинета Петков обвинил Бойко Борисова (бывшего премьер-министра и главу ГЕРБ), Деляна Пеевски (олигарха, «серого кардинала» болгарской политики), Слави Трифонова (лидера партии ЕТН) и Элеонору Митрофанову (посла России в Болгарии). Попадание в перечень свергнувших болгарское правительство фамилии российского посла сразу вызвало шквал едких комментариев со стороны как болгарской общественности, так и российских официальных лиц.
Но если отвлечься от передергиваний слов премьера, то можно понять, что отчасти основанием для такого утверждения Петкова стала череда скандалов, связанных с неполиткорректными высказываниями Митрофановой и публикациями в интернете на сайте российского посольства. В частности, в интервью посол заявила, что «народ Болгарии не поддерживает ни риторику, ни действия своего правительства против России», в публикациях военные действия в Украине были отождествлены с освобождением Болгарии от Османского ига, а болгарские правящие политики назывались «евро-атлантическими прихвостнями». Несомненно, эти и подобные им заявления от имени России не могли остаться незамеченными в чувствительном к этой тематике и расколотом на русофилов и евроцентристов болгарском обществе и могли внести свой вклад в разжигание протестных настроений, которые сопутствовали парламентской отставке правительства.
Отчасти Петков таким неуклюжим образом выразил мысль о том, что в результате действий Москвы, фактору которой в болгарской политике традиционно придается большое значение, ситуация в стране серьезно дестабилизирована. Напряжение чувствуется и в общественной атмосфере (страх перед якобы военными устремлениями России), и в социальной сфере (из-за наплыва украинских беженцев), и в экономике (из-за прекращения Россией поставок природного газа). Однако представляется, что истинные причины очередного витка политической нестабильности в Болгарии кроются в другом – банальном и очевидном.
Неопытному политику Петкову не удалось сохранить хрупкий баланс «неестественного союза» в ситуации острого международного кризиса. С конца февраля молодой, 42-летний выпускник Гарварда с пылом, присущим новичкам, начал действовать без оглядки на своих партнеров, твердо следуя своим собственным принципам в ущерб общих интересов. Так, за отказ называть специальную военную операцию России в Украине войной был уволен министр обороны Стефан Янев – ключевая фигура социалистов в правительстве, популярный глава двух переходных правительств, соратник президента Румена Радева. (Сейчас Янев формирует собственную партию в надежде вернуться в политику на более прочных позициях.) Затем партия ЕТН отказалась поддерживать Петкова из-за его предложения отменить вето на переговоры по поводу вступления в ЕС Северной Македонии. (София долгие годы блокирует присоединение этой балканской страны к европейской интеграции.) Коалиция потеряла большинство и из-за стремления премьер-министра организовать поставки болгарского оружия в Украину, против чего резко выступили БСП и Радев.
Кроме того, в результате смещения акцента в деятельности правительства с антикоррупционной борьбы на внешнюю политику на фоне растущих цен и общего экономического неблагополучия активизировалось протестное движение. Наблюдая стремительное снижение поддержки правительства Петкова как со стороны партнеров по коалиции, так и со стороны населения, его опытный оппонент и соперник, глава второй по значимости партии в Болгарии «старый лис» Борисов не упустил шанса воспользоваться ситуацией: предложение о вотуме недоверия было внесено его партией ГЕРБ.
Теперь Петкову предстоит решить еще более сложную задачу: уговорить своих бывших партнеров по коалиции вновь поддержать его правительство. Их поддержку он сможет получить только в случае обещания смягчить свою внешнюю политику, придать ей нейтральный характер в отношении Москвы, более характерный для Болгарии, а также, видимо, сделав большие уступки партии ЕТН, возглавляемой эксцентричным и недоговороспособным лидером. В противном случае Болгарию ждут внеочередные, четвертые за два года парламентские выборы. И этот вариант более вероятен.