Многие меценаты приняли участие в открытии Московского коммерческого института. Фото сайта www.museum.ru
Накануне больших парламентских слушаний о будущем российского образования, которые намечены на 27 июня, председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин заявил: «В процессе реформы российского образования необходимо учитывать опыт царской России, давшей многих ученых мирового значения». При этом он отметил, «что огромное количество ученых с мировым именем, которые реально совершали открытия, оказавшие влияние на развитие многих отраслей, прошли подготовку в школах, вузах того времени». Спикер Госдумы призвал учитывать и опыт советского образования, занимавшего лидирующие позиции в мире: «…использовать все, когда бы оно ни было предложено или создано».
В связи с этим представляет большой интерес императорский период становления и развития науки и образования в России. В начале ХХ века отечественное инженерное образование считалось, и таковым и было, лучшим в мире. Не случайно из 44 лауреатов Нобелевской премии, которые получили школьное (гимназическое) либо университетское образование в царской России, СССР или России, у 25 лауреатов период получения образования пришелся на императорское время. Многие из них продолжили научную деятельность в Советской России, внося существенный вклад в создание научного и кадрового потенциала нового социалистического государства. В немалой степени, в частности, это повлияло на значимые достижения проводимой в стране индустриализации, особенно в 30-е годы ХХ столетия.
Среди этих имен – лауреаты Нобелевской премии Иван Павлов (физиология и медицина); Николай Семенов (химия); Игорь Тамм (физика); Петр Капица (физика). Да и многие другие ученые «царской закваски» создавали научные школы, давшие жизнь уже советским ученым мирового уровня. Так, под руководством академика Абрама Федоровича Иоффе, окончившего Санкт-Петербургский практический технологический институт в 1902 году, начинали научную деятельность нобелиаты П.Л. Капица, Н.Н. Семенов, И.Е. Тамм, Л.Д. Ландау. Под руководством академика Иоффе работали крупнейшие ученые, физики Анатолий Александров, Абрам Алиханов, Лев Арцимович, Яков Зельдович, Юлий Харитон, Игорь Курчатов…
В начале ХХ века власти приходят к непросто давшемуся, но назревшему решению: образованием и наукой должно заниматься не только государство. И здесь на помощь государству пришла плеяда выдающихся российских меценатов и благотворителей из числа купцов и промышленников, которые сделали развитие образования и науки целью своей жизни.
Наиболее яркий пример – создание в 1907 году Московского коммерческого института (прародителя Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, в котором автор этой статьи прослужил более 60 лет). Его основание явилось по существу началом создания системы высшего экономического и коммерческого образования в России. Сооружение зданий института с привлечением лучших архитекторов того времени, оснащение лабораторий и мастерских новейшим оборудованием было полностью профинансировано частными пожертвованиями московских купцов и предпринимателей, объединившихся по инициативе купца первой гильдии, председателя Московского общества распространения коммерческого образования (М.О.Р.К.О.) Алексея Семеновича Вишнякова.
Самый значительный вклад в создание будущей Плехановки внесли крупнейшие предпринимательские семьи: Протопоповы, Коноваловы, Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские, Четверяковы, Сорокоумовские, Абрикосовы и другие. Это как раз и есть пример патриотического бизнеса, на который обратил внимание президент России Владимир Путин в своем выступлении на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума – 2022. И это один из важнейших принципов новой российской экономики.
Купцы – благотворители и отцы-основатели Московского коммерческого института – придавали особое значение всем элементам возводимого ими храма науки, включая архитектурный стиль и эстетику пространственной среды, отдавая себе отчет в том, что на воспитание студента влияют как уровень образования, качество учебных программ, так и обстановка и бытовые условия. Сегодня руководство вуза и попечительский совет сумели переоборудовать корпуса и лаборатории, провести реставрацию.
Но главный интерес представляют ряд особенностей опыта образовательной и научной деятельности Московского коммерческого института, которые могут быть изучены в плане использования в современной трансформации высшего образования в российских университетах. Это прежде всего интенсивное четырехлетнее обучение, в котором от 30 до 40% времени за весь период обучения уделялось индустриальной практике. Особое внимание обращалось на изучение иностранных языков, без хорошего знания которых промышленно-коммерческое образование не могло считаться законченным.
И, наконец, вопросы нравственного и патриотического воспитания студенчества являлись основополагающими при подготовке и формировании будущего специалиста и гражданина своей страны. Фрагмент речи ректора Московского коммерческого института Павла Новгородцева, произнесенной им в 1913 году в стенах вуза, может сегодня служить предначертанием всем российским университетам – каких специалистов они должны готовить в сегодняшних реалиях. Новгородцев отметил, что «Россия крепнет и растет, в ней совершается неудержимый рост живой ткани ее мощного организма. Осознать все значения этого факта значило для нас поставить своей задачей – готовить для будущего просвещенных деятелей, любящих свою страну, верящих в ее неиссякаемые силы и умеющих в самом будничном практическом развитии видеть осуществление великого долга».
Сегодня разворачиваются дискуссии, как развиваться дальше образованию и науке в связи с выходом из Болонского процесса. Главное, ничего не ломать «через колено», не шарахаться в разные стороны, эффективно использовать уже наработанное за весь постсоветский период. Многие страны мира успешно развивают образование без всякой Болонской конвенции, используя различные формы обучения, в том числе бакалавриат, магистратуру и докторантуру, – США, Китай, Япония, Сингапур…
В нынешний сложный период необходимо последовательно, без спешки модернизировать образование и науку, создавая национальную систему, опирающуюся на технологический суверенитет с использованием в то же время различных форм международного сотрудничества. Мы имеем для этого все условия и непреходящий опыт развития науки и образования в разных общественно-экономических формациях – от «царского» капитализма через длительный период социализма с возвратом в рыночную экономику постсоветского периода. Такого опыта нет ни в одной стране, и в этом наше преимущество.