На фото временно закрытый магазин Gucci на Петровке. Фото агентства городских новостей "Москва"
Российский рынок одежды и обуви, как и в целом отечественный бизнес, вынужден сегодня адаптироваться к новым санкционным условиям. И способы адаптации напрямую связаны с сегментацией этого рынка.
Например, сегмент люксовой продукции. Сначала напомним: прошлый, 2021 год принес производителям в этом сегменте рекордную выручку в России – благодаря отложенному спросу. Ведь на пике пандемии из-за антиковидных ограничений желающие и имеющие финансовую возможность покупатели не могли потратить в каком-нибудь бутике средства, скажем, на модную сумочку или туфли.
А в 2021 году, по данным, которые публиковались в прессе, лидером по увеличению выручки от продаж в абсолютном выражении стало ООО «Шанель». В относительном выражении самая высокая динамика продаж в 2021 году была у ООО «Булгари Раша».
Однако очевидно, что покупательская способность не позволяет каждой российской семье одеваться в бренды люксовой категории. Поэтому, хотя определенные премиальные модные дома и приостановили работу в России, глобального влияния на среднестатистического потребителя это не окажет. Другое дело, что в люксовых бутиках работали люди, эти компании должны были платить налоги.
При этом, имея финансовую возможность и желание, на модный шопинг хоть и с пересадками, но в принципе по-прежнему можно слетать за пределы России. Либо можно оплатить услуги посредника, который полетит сам или организует логистику по доставке. Но такие доставки массового характера тоже носить не будут.
На этом фоне возникает идея об импортозамещении. Но как заменить именно узнаваемость бренда? В России есть замечательные дизайнеры. Однако такой популярности, как, допустим, у Christian Dior или Louis Vuitton, они еще не снискали.
Речь ведь не о том, что надо сшить вещь, которая будет выглядеть так же, как от известного модного дома. А о том, чтобы создать нечто такое, чтобы по стилю, форме, принту сразу было понятно, какой именно модный дом в ответе за это изделие.
А для такой наработки имени, которое станет работать на производителя, требуется в том числе время. Так что стремиться к этому можно и нужно, но ожидать скорых результатов не приходится, как и существенного влияния на рынок.
Кроме люкса есть сегмент, предполагающий покупку вещей на рынке, с рук, на безымянном развале. В этом случае частичный или полный уход зарубежных брендов никакого особого влияния не оказывает. Привезти контейнер одежды и обуви из Китая, Индии и других дружественных стран по доступной для потребителя цене и приемлемого качества по-прежнему возможно.
Хотя и с некоторыми оговорками. Пострадавшая еще на пике пандемии логистика стала дороже, да и сама пандемия с ее локальными ограничениями пока не закончилась. Добавим к этому валютную составляющую, а также ситуацию со стоимостью сырья, в том числе хлопка.
Пожалуй, в большей степени уход зарубежных брендов стал заметен для потребителя, который привык к стоимости, качеству, покрою, стилю брендов среднего ценового сегмента. Но в этом случае на помощь приходят маркетплейсы, где по-прежнему есть возможность купить часть привычных брендов: некоторые варианты можно найти у крупных онлайн-ретейлеров.
Кроме того, часть покупателей могут перейти в секонд-хенд, в том числе на соответствующие онлайн-площадки. Но говорить о массовом предпочтении такой формы вряд ли стоит.
Еще одним решением для «среднего» покупателя становятся как раз российские бренды, уже представленные на рынке. Они перераспределят между собой тех покупателей, которые ищут замену привычным зарубежным производителям.
Но тут стоит отметить, что, как и для люкса, в среднем сегменте дальнейшее развитие отечественных брендов тоже потребует времени. А помимо него еще необходимо достаточное количество тканей, расходных материалов и фурнитуры, которые в подавляющем большинстве импортируются, причем заранее, ведь коллекции отшивают не накануне сезона.
Закупки (даже если исключить из перечня Европу) делают в Азии и Турции, и цены, конечно, привязаны к курсу валюты. Помимо этого необходимо оборудование, оно тоже в основном импортируется. И тут возникает та же проблема нестабильности курса и перебоев в логистике.
Допустим, Китай, который придерживается стратегии нулевой терпимости к COVID-19, продолжает время от времени лихорадить. Весной там закрывались на карантин города и районы, а это влияет на процесс производства, срывает сроки поставки. Наконец, не стоит забывать, что на стоимость готового изделия давит и рост цен на энергоносители.
Можно было бы решать проблему индивидуально: вспомним про журнал «Бурда», выкройку, швейную машинку дома. Но сегодня это скорее выглядит как хобби, а не как реальная замена походу в магазин или заказу через интернет.