Фото Reuters
Среди значимых политических потрясений, с которыми столкнулась Германия, конфликт в Украине, безусловно, занимает особое место. Это связано не только с тем, что он стал своеобразным триггером изменения германской военной стратегии и стратегии безопасности, а также превратился в существенный фактор внутриполитической повестки (наглядным свидетельством этого являются итоги прошедших весной региональных выборов). Но и с тем, что он способствовал изменению образа Германии как регионального и глобального политического актора.
Причем в последнем случае речь идет не столько о конфликтующих сторонах – Украине и России, отношение которых к ФРГ в силу разных причин является весьма сложным, сколько о партнерах по НАТО и ЕС.
В их глазах «отполированный» в период правления Ангелы Меркель образ Германии как ключевого элемента системы европейской безопасности и «одного из политических лидеров ЕС» (в тандеме с Францией) в последнее время изрядно потускнел. Если не сказать больше – подвергся эрозии.
Причина – непоследовательная и противоречивая политика нынешнего руководства в отношении конфликта в Украине. В настоящее время она не просто вызывает много вопросов со стороны партнеров, но и подвергается существенной критике как «подрывающая» трансатлантическую и европейскую солидарность.
Основным поводом для этого служит ситуация с поставками Германией систем вооружения Украине. В конце апреля Берлин, который с начала украинского конфликта предпочитал занимать скорее выжидательную позицию, ограничиваясь поставками нелетальных вооружений, что нередко приводило к довольно нелепым ситуациям (вроде обещания поставить украинской армии 5 тыс. касок), после долгих уговоров (читай: прессинга) был вынужден уступить требованиям и пообещать отправить в Украину тяжелое вооружение на 1 млрд евро.
Однако одно дело – пообещать, другое – сделать. Как выяснили немецкие СМИ, по состоянию на начало июня, украинская армия так и не получила ни одной единицы тяжелой военной техники из резерва Бундесвера. На фоне всех разговоров в ЕС о солидарности с Украиной и оказания ей всяческой поддержки подобного рода действия Берлина вызвали недоумение, а также усилили критику в адрес немецкого руководства. В первую очередь это касается федерального канцлера Олафа Шольца, которого упрекают в намеренном бездействии в плане осуществления поставок вооружений украинской стороне, чтобы исключить риск втягивания Германии в конфликт.
Эта критика усилилась после того, как выяснилось, что предложенная ФРГ схема «кругового обмена», когда партнеры по НАТО и ЕС, из числа прежде всего центрально- и восточноевропейских государств, передают Украине числящуюся у них на балансе военную технику советского производства, а взамен получают новую технику уже немецкого производства, фактически не заработала. Некоторые страны – члены ЕС выступили с открытыми обвинениями в адрес Берлина в нежелании возмещать поставленные Украине вооружения.
Масло в огонь подливает тот факт, что Шольц наряду с президентом Франции Эмманюэлем Макроном продолжает оставаться на связи с российским руководством. По мнению особенно «верных друзей Украины» – Польши и стран Балтии, это посылает неверный сигнал и сеет сомнения относительно истинных намерений Германии по поддержке Киева. Учитывая сложность нынешней ситуации, в том числе весьма натянутые отношения между Киевом и Берлином после PR-фиаско, связанного с «неприглашением» федерального президента Франк-Вальтера Штайнмайера, это звучит уже как открытый вызов одному из политических лидеров ЕС.
Чтобы успокоить растущий ропот недовольных партнеров по ЕС, Берлин вынужден «повышать ставки». В начале июня во многом в ответ на усиливающуюся критику Шольц сделал «сильный ход», заявив о намерении в ближайшее время передать Украине новейшие германские системы противоракетной обороны IRIS-T. Однако это едва не обернулось очередным фиаско: Министерство обороны ФРГ вскоре фактически дезавуировало его слова, заявив о том, что указанных систем у Бундесвера на данный момент в наличии нет.
Также Шольц посетил Литву, где встретился с лидерами Польши и стран Балтии, чтобы еще раз прояснить позицию Германии по поддержке Украины и таким образом снять все спорные вопросы. Насколько ему это удалось, свидетельствуют заголовки в ряде европейских СМИ, называющих Шольца не иначе как «шефом самой недееспособной армии мира».
Стоит ли говорить, что подобного рода вещи еще больше бросают тень на реноме ФРГ, вызывая у многих стран ЕС ностальгию по временам Меркель, когда у Берлина «слова не расходились с делами». И это является довольно опасной тенденцией, поскольку в перспективе может обернуться утратой Германией своих флагманских позиций в ЕС. Речь, безусловно, идет о политической сфере – в экономической они по-прежнему незыблемы.
Учитывая тот факт, что в настоящее время Франция самостоятельно вряд ли сможет нести «бремя политического лидерства» и обеспечивать общеевропейскую солидарность, консолидируя страны – члены ЕС, это может привести к усилению и без того значительного размежевания в Евросоюзе, чреватого складыванием различных блоков «по ценностям и интересам» в рамках ЕС.
Уже сейчас их контуры вполне различимы, если говорить, к примеру, о том же украинском конфликте. Немецкая пресса оценила жест Шольца, который вместе с лидерами Франции, Италии и Румынии побывал на минувшей неделе в Киеве и поддержал перспективу вступления Украины в Евросоюз. Однако, как подчеркивают в Берлине, без дальнейших поставок тяжелых вооружений, необходимых Украине на поле боя, предоставление статуса кандидата на вступление в ЕС может стать не более чем символическим жестом.
Берлин