Фото REUTERS
На минувшей неделе в Женеве прошла 12-я Министерская конференция (МК-12) Всемирной торговой организации, в которой приняли участие делегации 164 стран-членов. Еще до открытия этот форум воспринимался по-особому. Дело в том, что предыдущая, 11-я конференция прошла без малого пять лет назад – в декабре 2017 года, хотя по правилам это должно происходить каждые два года. Первоначально МК-12 была запланирована на июнь 2020 года в Нур-Султане, но из-за пандемии COVID-19 не состоялась, затем была безуспешная попытка провести ее в декабре 2021-го.
Ожидания от МК-12 не были оптимистичными по ряду причин. Среди них сразу несколько факторов негативного свойства: торговые ограничения, связанные с пандемией; незавершенная торговая война между США и Китаем; внутренний кризис ВТО, обусловленный приостановкой функционирования Апелляционного органа в системе разрешения споров. И кроме того, в памяти у нынешних участников конференции сохранились воспоминания о безрезультатно завершившейся МК-11 в Буэнос-Айресе.
Возможно, если бы не энергичные усилия по достижению результата генерального директора ВТО Нгози Оконджо-Ивеалы и председателя МК-12 – первого заместителя руководителя аппарата президента Казахстана Тимура Сулейменова, поддержавших 15 июня инициативу продления на сутки работы форума, все могло завершиться так же, как и в 2017-м. Последние два дня, как сообщали из Женевы, дискуссии не прекращались практически круглосуточно, что в конечном счете оказалось оправданным.
Итогом интенсивных обсуждений стал Женевский пакет, содержащий ряд важнейших документов, таких как соглашение по рыболовным субсидиям, декларация о мерах реагирования в отношении COVID-19 и готовности к будущим пандемиям, декларация о чрезвычайных мерах реагирования в связи с продовольственным кризисом, заявление о реформе ВТО и некоторые другие.
Сложнее всего, пожалуй, далось решение по рыболовным субсидиям. С одной стороны, рыбный промысел крайне важен для продовольственной безопасности десятков стран. С другой стороны, существует проблема глобального характера – растущий ущерб окружающей среде из-за сверхэксплуатации морских и океанских ресурсов. Документ принимался в соответствии с мандатом МК-11 и целями устойчивого развития ООН. Его цель – обеспечить устранение субсидий для незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыболовства (так называемого ННН-промысла) и наложить запрет на определенные формы субсидирования рыболовства, которые способствуют избыточным мощностям и перелову рыбы.
Крайне важным и не менее трудоемким было принятие решения по патентным правам на вакцины, продиктованное необходимостью противодействия пандемии COVID-19. Речь идет о некоторых изъятиях из ТРИПС (Соглашение ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности) ради обеспечения необходимыми лекарствами населения бедных стран. В принятом документе, в частности, сказано, что «несмотря на предоставление патентных прав в соответствии со своим внутренним законодательством, правомочный член Организации может ограничить права, предусмотренные ТРИПС, разрешив использование объекта конкретного патента, необходимого для производства и поставки вакцин COVID-19, без согласия правообладателя в объеме, требующемся для борьбы с пандемией». Сложность достижения данного решения состояла в том, что при всем его очевидном благе для здравоохранения бедных стран оно наносит прямой урон крупнейшим мировым разработчикам и производителям вакцин.
Делегации также согласовали процесс рассмотрения давних призывов к реформированию ВТО. Отмечена важность открытого, прозрачного и инклюзивного процесса под наблюдением Генерального совета ВТО, который должен будет рассмотреть предложения по реформе для представления МК-13. При этом главное в данном вопросе заключается в сближении позиций ключевых игроков – США и Китая, которые пока слишком далеки друг от друга.
Как это случалось на большинстве прежних форумов ВТО, по вопросам сельского хозяйства заметного продвижения достичь не удалось. В частности, этому помешали разногласия по вопросам госзапасов для целей продовольственной безопасности.
Российская сторона подвергла критике на МК-12 односторонние политически мотивированные ограничения в торговле. Такие действия представляют собой угрозу для ВТО, заявил в Женеве глава российской делегации, заместитель министра экономического развития Владимир Ильичев.
По сообщениям из Женевы, Ильичев выразил разочарование тем, что «некоторые члены организации продолжают продвигать свою политическую повестку вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах мандата ВТО». В действительности именно их односторонние, политически мотивированные торговые ограничения представляют настоящую угрозу для ВТО. С точки зрения России, односторонний подход, изощренные формы протекционизма и фрагментация являются основными проблемами, с которыми сегодня столкнулась многосторонняя торговая система. С ними нельзя смириться, ответ на эти вызовы должен вырабатываться в рамках реформы ВТО и не должен вести к разрушению системы, отметил российский представитель.
Суммируя почти неделю напряженной работы конференции, можно сказать об успешном ее завершении. «Пакет достигнутых вами соглашений изменит к лучшему жизнь людей во всем мире. Результаты демонстрируют, что ВТО на самом деле способна реагировать на чрезвычайные ситуации нашего времени», – заявила Нгози Оконджо-Ивеала, обращаясь к делегатам по завершении МК-12. Эти результаты показывают, что члены ВТО могут объединиться, преодолевая геополитические разломы, для решения проблем мирового сообщества. Они также дают основания надеяться, что стратегическая конкуренция сможет существовать наряду с растущим стратегическим сотрудничеством, подчеркнула глава ВТО.