0
3310
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

01.06.2022 18:44:00

Конфликт в Украине замаскирует старые продовольственные проблемы

Разгон цен на сырьевые товары начался задолго до спецоперации

Оксана Лукичева

Об авторе: Оксана Ивановна Лукичева – экономист, аналитик по товарным рынкам.

Тэги: сырьевые товары, цены, зерно, продовольственный кризис, санкционные ограничения, военная спецоперация, украина

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

сырьевые товары, цены, зерно, продовольственный кризис, санкционные ограничения, военная спецоперация, украина Фото Reuters

В последнее время все чаще звучат тревожные новости о том, что мир погружается в продовольственный кризис. В Ливане, Шри-Ланке, Иране, Судане и Перу уже начались политические волнения, в основе которых лежит рост цен. Риски распространения политических беспорядков в разных странах растут по мере увеличения мировых цен на продовольствие. Они могут охватить множество государств, даже вполне благополучные США и государства Европы. Устоялось мнение, что перспектива голода в некоторых странах стала реальной в связи с началом спецоперации РФ в Украине.

Изначальной же причиной разыгравшегося продовольственного кризиса можно назвать рост цен на сырьевые активы, наблюдаемый с весны-лета 2020 года. В ответ на пандемию крупнейшие центральные банки, в первую очередь Федеральная резервная система США, осуществили огромные вливания необеспеченных валют в мировую финансовую систему. Производилось это под соусом борьбы с дефляцией, наблюдавшейся с 2009 по 2016 год и падением экономики во время локдаунов. Целью центральных банков было повышение уровня инфляции в развитых экономиках до целевого показателя в 2%.

Однако в марте 2021 года инфляция в США превысила 2,5%, как говорили представители Федрезерва, временно, а в марте 2022 года превысила уже 8,5%. Спрос со стороны населения, получавшего на руки субсидии, вырос, а предложение товаров, в том числе сырья, продолжало снижаться. По всему миру высокими темпами росли цены на топливо и продовольствие. С 2019 по 2022 год среднегодовая стоимость пшеницы выросла на 93%, кукурузы – на 79%, соевых бобов – на 78%, сахара – на 53%, кофе – на 130%, нефти марки WTI – на 69%.

За это время много обсуждали нарушенные цепочки поставок, недоработки производителей сырья, ожидания по поводу восстановления мировой экономики и снижения потребления. Но инфляционный джинн уже был выпущен на свободу, а центральные банки развитых государств наконец достигли многолетней цели по увеличению инфляции. Так растущая инфляция, перешедшая в продовольственную, стала результатом усилий крупнейших финансовых регуляторов.

Между тем политическая обстановка в мире продолжала накаляться. Необходимо было найти виновного в неминуемом кризисе и отвести взгляд пострадавшего населения в другую сторону. И о, чудо! Россия начала специальную военную операцию в Украине. Это, в свою очередь, привело к блокировке путей экспорта зерна и подсолнечного масла через черноморские порты. Теперь в стране наблюдается полномасштабный логистический коллапс: вагоны с зерном скапливаются на границе с Польшей, не успевая «переобуваться» на европейскую колею. До 19 мая успели вывезти 46,5 млн т зерновых, а произвели в 2021 году рекордное количество – 85,8 млн т. Экспортный потенциал страны в сезоне 2021/22 оценивался в 65,5 млн т, что говорит о том, что около 19 млн т зерновых потенциально могло быть вывезено из страны до конца июня 2022 года. В реальности с конца февраля до середины мая вывезено около 4 млн т.

Накопленные запасы зерновых оцениваются в 13 млн т, а склады заполнены зерном, которое необходимо вывезти перед приемом нового урожая с июля 2022 года. Впрочем, оценки урожая для сезона 2022/23 весьма скромные. Продолжающийся на территории Украины конфликт, по разным оценкам, может снизить посевные площади на 7–35%, а урожай – на 35–45%. Особенно сильно в текущем году может пострадать производство кукурузы и подсолнечника.

Примененные к России финансовые и логистические санкции также затруднили экспортные поставки из страны. В апреле отгрузки зерновых составили около 2,2 млн т, в мае-июне понизятся до 1,0–1,3 млн т. Кроме того, Минсельхоз РФ с 15 марта по 30 июня запретил экспорт зерновых, помимо объема 11 млн т, определенного квотой. В результате несколько мартовских тендеров, проводимых импортерами, отменились из-за отсутствия приемлемых предложений со стороны российских и украинских поставщиков сырья.

В апреле некоторые страны Северной Африки и Ближнего Востока все же закупили зерновые на тендерах, несмотря на высокие цены. Турция продолжила покупать российскую пшеницу, принимая заявки на тендеры в рублях. Однако в связи с возникшей турбулентностью многие покупатели российских зерновых взяли паузу.

Отметим, что до сих пор реального дефицита продовольственных товаров на мировом рынке не наблюдалось. Урожай зерновых и масличных в сезоне 2021/22 показал восстановление после небольшого провала в сезоне 2020/21, произошедшего в результате локдаунов в пандемию. Запасов продовольствия в мире пока достаточно для удовлетворения 25–35% общемирового объема потребления. Однако в сезоне 2022/23 ожидается снижение урожая по некоторым видам продовольствия, в первую очередь кукурузе, пшенице, подсолнечнику, из-за неблагоприятных погодных условий в Северной и Южной Америке и сокращения посевов в Украине.

В то же время может сильно сократиться урожайность сельскохозяйственных культур по всему миру из-за недостаточного внесения удобрений. Высокие цены на них и дефицит поставок отмечают многие сельхозпроизводители. В некоторых странах звучит призыв к правительствам о необходимости субсидирования закупок удобрений для фермеров. Снижение внесения удобрений приведет к падению урожайности множества культур. А это, в свою очередь, продолжит сокращать накопленные запасы продовольствия и будет способствовать росту цен.

При затягивании текущей ситуации развитие продовольственного кризиса наиболее вероятно в конце зимы – весной 2023 года, когда будет на исходе невысокий урожай сезона 2022/23. Поставки продовольствия в мире могут оставаться ограниченными в течение как минимум двух следующих лет. Спрос, вероятно, будет превышать предложение вплоть до 2024 года.

В то же время, согласно прогнозу Всемирного банка, мировые цены на продукты питания в 2022 году повысятся на 22,9%, но в 2023 году снизятся на 10,4%. Это означает, что банк ожидает довольно скорой нормализации ситуации. Возможно, ужесточение денежно-кредитной политики крупнейших центральных банков и скорое завершение украинского конфликта позитивно повлияют на рынки, предотвратив погружение мира в продовольственный кризис. 


Читайте также


Зеленский пытается получить контроль над Счетной палатой

Зеленский пытается получить контроль над Счетной палатой

Наталья Приходко

Помешать главе Украины может Вашингтон

0
351
Гривну отпустили, стараясь пойти навстречу западным спонсорам

Гривну отпустили, стараясь пойти навстречу западным спонсорам

Наталья Приходко

Ослабление украинской валюты на руку иностранным агрохолдингам, но во вред местному населению

0
1266
Засуха на юге России поможет ценам на зерно

Засуха на юге России поможет ценам на зерно

Ольга Соловьева

Производство российской пшеницы будет снижаться, а экспорт – расти

0
3503
Активизация СВО ожидается к майским праздникам

Активизация СВО ожидается к майским праздникам

Владимир Мухин

Новые функции советников Пентагона в Киеве говорят о вовлеченности США в конфликт

0
2758

Другие новости