На фото участники международного форума РДШ. Фото с официальной страницы Российского движения школьников в социальной сети
В день 100-летия со дня основания пионерской организации, 19 мая, в Госдуму был внесен законопроект о создании нового детско-юношеского движения, которое может объединить все существующие в России детские и молодежные организации. Для Российского движения школьников (РДШ), системной и самой массовой детской организации страны, объединяющей более 2 млн участников, эта инициатива не стала сюрпризом. Подобные предложения выдвигали наши активисты, идея о необходимости единого воспитательного пространства звучала на международном форуме РДШ в «Артеке» в апреле этого года. В сфере работы с детьми происходит эволюционный скачок, назрела необходимость структурной реорганизации, предполагающей масштабирование того успешного опыта, который у нас уже есть.
Главный вопрос, который в связи с новым законопроектом мы слышим по всем каналам, от журналистских запросов до комментариев детей в соцсетях, звучит так: зачем нужна новая организация, если уже есть РДШ? Мы считаем, что работы на всех хватит. РДШ охватывает, как уже говорилось, более 2 млн школьников, а в России их почти 18 млн. Мы поддерживаем такую инициативу, более того готовы стать учредителем и предоставить платформу Российского движения школьников для укрепления, сплочения усилий и ресурсов, что в конечном счете позволит уделить персональное внимание буквально каждому ребенку в стране.
Существует немало проектов, таких как конкурс «Большая перемена», ориентированных на детей изначально активных, амбициозных, ярко одаренных, имеющих надежный тыл в лице родителей и школьных педагогов. Система поддержки талантов, социальные лифты для одаренных детей, безусловно, необходимы, но давайте вспомним, что отличники, медалисты, общественные активисты – это в реальности лишь небольшой процент школьников.
А вот досуг по интересам, профориентация и возможность получить поддержку значимого взрослого нужны всем – и особенно неблагополучным, стеснительным, не верящим в то, что они могут на что-то претендовать, лишенным доступа к образовательной инфраструктуре больших городов. И тем, кто после школы помогает родителям в огороде, и тем, кто не интересуется ничем, кроме соцсетей. Всем детям важно получить опыт успеха, найти дело, в котором они будут мотивированы на регулярный труд и достижения.
По сути, задача ставится амбициознейшая. В современном информационном мире, где ни одна книга не может конкурировать с роликом из TikTok, мы вместе будем бороться за детское внимание, чтобы вернуть детей в общественную жизнь, дать им пространство и инструменты для созидательной деятельности, а главное – будем формировать тот ценностный базис, который на уровне самых младших поколений притормозит процесс атомизации, разобщения и направит вектор в сторону консолидации общества вокруг позитивных идей и ценностей. И одной из них должна стать значимость каждого гражданина на всем протяжении его жизни, создание такой среды, которая позволит человеку жить в соответствии с его способностями, потребностями и интересами. И опыт такой жизни должен начинаться в детстве и юношестве, потому что этот период предопределяет всю дальнейшую судьбу человека.
Создавая платформу с богатой палитрой проектов и доступом из любой точки, включая хоть отдаленные арктические регионы, наша страна создает реальное равенство возможностей для детей и молодежи, предлагает им стать полноправными участниками общественной жизни. Но это получится только при наличии масштабной структуры с развитой сетью первичных отделений и сильным методическим центром, который позволит не зависеть от кадровых сложностей на местах. В случае с Российским движением школьников это еще и мощный кадровый потенциал – институт советников по воспитанию, который уже работает в 10 российских регионах, а к 2023 году охватит всю страну.
Объединение всех существующих проектов для детей и юношества на одной организационно-методической платформе даст невероятный набор возможностей, потому что каждый может найти то, что интересно именно ему, а также попробует себя в самых разных ролях и ситуациях – в командной работе, добровольчестве, получит возможность развития гибких навыков, о необходимости которых сегодня так много говорят.
Важная инновация, которую предлагает законопроект, – это система персональной поддержки, наставничества. Причем благодаря объединению детских и юношеских организаций под одним «куполом» помощниками, кураторами и руководителями проектов для школьников могут стать и те молодые ребята, которые сами только недавно проходили этот путь. Этот формат взаимодействия тоже очень нужен для построения здорового общества, в котором для благополучия всех важен каждый и каждый понимает, что общий результат зависит от его вложений.