Фото wikipedia.org
В сложные для страны времена на общественной сцене нет-нет да и возникнет вроде бы уже подзабытый персонаж незатейливых водевилей для простолюдинов – обличитель-государственник и одновременно просветитель незрелых умов. Но сегодня такой провидец явился не ярмарочной публике, а научно-образовательному сообществу, однако все с той же заезженной пластинкой: «раскрыть глаза» на Российскую академию наук и один из ее ведущих коллективов – Институт философии.
16 мая информационный эфир в клочья разорвала статья Александра Никишина – заместителя руководителя Центра журналистских расследований Национального комитета общественного контроля, озаглавленная «Академики толерантного насилия». А чтобы читатель не слишком удивлялся тому, почему я, автор настоящей заметки, вдруг решил откликнуться именно на этот – один из многих за последний год «ударов в штыки», сразу сообщаю причины.
Во-первых, в названной статье предпринята особо грязная попытка опорочить моих коллег и друзей – академика Абдусалама Гусейнова и профессора Рубена Апресяна. И во-вторых, в этом лживом и безграмотном пасквиле впервые после сталинских времен (между прочим, событие, которое не стоит недооценивать) содержится прямой призыв к расправе: «Куда смотрят наши правоохранительные органы? Ведь Академия наук – это кузница научной мысли страны, которая должна развиваться для ее процветания и гармонии, а не порабощения, развала и смерти… И если наше государство и общество имеет хоть в какой-то степени чувство самосохранения, то «Калибры» должны повернуть совсем в другую сторону, а денацификация – прийти в высокие научные коридоры Академии наук». Не слабо, правда?!
Сконцентрировав главный «огонь» (раз уж речь о «Калибрах») на Апресяне, автор статьи итожит: «Все это стало возможным благодаря протекции зарубежных покровителей, а также академика Гусейнова и ряда других влиятельных деятелей РАН и Минобрнауки России, которые разделяют взгляды Рубена Апресяна и финансируются из тех же зарубежных источников». Акцентирую: обвинение в нацизме, в связях, как неоднократно подчеркивается, с иностранными спецслужбами, в предательстве страны за иностранные деньги. Остается только разоблаченное ОПГ (РАН, Минобрнауки и ИФ РАН) измазать смолой, вывалять в перьях, навесить доску «банда вредителей и предателей» и пообещать «разбить их собачьи головы».
Разбирать содержание сочинения «расследователя» об этике ненасилия – все равно что пытаться толковать Канта фонвизинскому недорослю. Из многих примечательных его пассажей упомяну только, что зловредными изобретателями этики ненасилия – Махатмой Ганди, Мартином Лютером Кингом, Альбертом Швейцером, а также позднейшими нашими врагами «для России был выдвинут свой апологет этики ненасилия, Лев Толстой, сторонник «непротивления злу силой». Но тут разоблачитель, слава богу, ставит точку – не обвиняет графа в писаниях за иноземную мзду. А мог бы, если бы постарался.
Комментировать прозрение сего мужа далее я не берусь – недосягаемо. Однако, отказавшись от разбора сочинения, нельзя обойти молчанием стоящий за ним смысл. Ведь что получается? Многие десятилетия Гусейнов, Апресян, да и неназванные, но присоединенные к ним «влиятельные деятели РАН и Минобрнауки России» творили под иностранным патронажем, включая спецслужбы, на иностранные деньги, а именно: насаждали ересь, затуманивали мозги и обманывали доверчивых. А затуманенные – российская научная, образовательная и культурная общественность (не скажу международная – она ведь, по определению, вся вражеская, продажная и потому для нас не только не авторитет, но недруг) не видела перед собой «врага рода человеческого».
И вот – наконец! – является мудрый просветитель-расследователь и тайное сделалось явным. И пусть идут прахом докторские степени и академические звания, Государственная премия, медали и дипломы, десятки книг, переведенные на многие языки (ах господи, ошибся – это ведь теперь в минус!), сотни учеников, в свою очередь остепененных, авторитет и уважение коллег. Все, все – в мусор! Сгинь, нечистое! Ибо открылась истина: денацификацию – в РАН, «Калибрам» – готовьсь!
В прошлом веке во времена Николая I Палкина ходили стишки Беранже в переводе Курочкина «Господин Искариотов»:
«…Чтец усердный всех журналов,/ Он способен и готов/ Самых рьяных либералов/ Напугать потоком слов./ Вскрикнет громко: «Гласность! гласность!/ Проводник святых идей!»/ Но кто ведает людей,/ Шепчет, чувствуя опасность:/ Тише, тише, господа!/ Господин Искариотов,/ Патриот из патриотов –/ Приближается сюда.
Без порывистых ухваток,/ Без сжиманья кулаков/ О всеобщем зле от взяток/ Он не вымолвит двух слов./ Но с подобными речами/ Чуть он в комнату ногой –/ Разговор друзей прямой/ Прекращается словами:/ Тише, тише, господа!/ Господин Искариотов,/ Патриот из патриотов –/ Приближается сюда».
Что ж теперь? Вовсе конец? Или все же выручит солдатская «мудрость» времен службы на китайской границе: «Не спеши исполнять приказ, потому что – не исключено – будет команда «Отставить!» Хотелось бы верить…