Фото сайта geopolitica.ru
Поставив задачу максимально изолировать Россию на международной арене, Соединенные Штаты пытаются «перевербовать» наиболее стойких союзников Москвы в Латинской Америке – Венесуэлу, Никарагуа и Кубу. Давление это с начала специальной военной операции РФ растет с каждым днем, а для реализации своих планов Вашингтон использует как «мягкую силу», так и неприкрытые, главным образом экономические угрозы.
Что касается Венесуэлы, то США предложили покупать у нее нефть даже при условии самим же Вашингтоном введенных против Каракаса санкций. Реализация нефти на внешнем рынке (да еще столь нуждающемся в ней, как американский) могла бы принести венесуэльской стороне неплохие финансовые дивиденты. Однако Николас Мадуро потребовал от Вашингтона «не торговаться» и прежде всего прекратить поддерживать венесуэльскую оппозицию, не говоря уже о ее официальном признании (к примеру, в ОАГ представителем страны по-прежнему является личный приятель оппозиционера Хуана Гуайдо).
Никарагуа на продолжающиеся заигрывания со стороны американской администрации получить некие экономические и торговые привилегии ответила отказом, а риторика недавно переизбранного в пятый раз президента Даниэля Ортеги стала еще более антиамериканской. То же самое происходит и в отношениях Вашингтона с Кубой. Кубинское руководство не только поддерживает российскую сторону в конфликте в Украине, но и считает именно США главными виновными продолжающегося в самом центре Европы вооруженного противостояния.
И вот теперь ситуация на «кубинском направлении» американской внешней политики радикально меняется. Напомню, администрация Барака Обамы довольно серьезно либерализовала связи с Гаваной, включая восстановление дипломатических отношений, что впоследствии было почти полностью пересмотрено администрацией Дональда Трампа. Вновь против Кубы были введены жесткие санкции, максимально сокращено присутствие дипломатов двух стран. А Гавану Вашингтон обвинил в так называемом «психологическом синдроме», когда ряд американских госслужащих, находившихся на Кубе, заболели таинственной «нервно-психической болезнью».
Теперь же администрация Джозефа Байдена (а он был одним из сторонников в должности вице-президента США нормализации отношений с Кубой) решила смягчить целый ряд наиболее одиозных санкций, введенных предыдущим правительством. Самые существенные изменения коснутся выдачи американских виз кубинцам. По различным данным, за четыре месяца этого года Кубу покинуло более 80 тыс. человек (все они стремятся попасть в США через мексиканскую границу). Отныне Вашингтон обещает выдавать кубинцам по 20 тыс. виз в год, для чего значительно увеличивает свой консульский персонал на острове. Предложили американцы и забыть о «гаванском синдроме» таинственной болезни, поскольку они могут серьезно мешать дальнейшему улучшению двусторонних отношений.
Легче с этого времени станет американцам посещать Кубу при наличии там родственников, возобновляются групповые поездки на остров из США по линии образования, медицины, научных и студенческих обменов. Будут поощряться встречи ученых и специалистов, прежде всего в высокотехнологических отраслях. А вот индивидуальные поездки граждан Соединенных Штатов на Кубу остаются по-прежнему под запретом.
Отменяется потолок в 1 тыс. долл. для денежного перевода на Кубу от родственников, проживающих в США. Однако данное правило не коснется тех, кого Госдепартамент США заметил в «нарушении прав человека». Также расширится (для этого создан специальный фонд) поддержка молодых кубинских предпринимателей, в частности – в сфере сельского хозяйства. Не секрет, что американские компании, занимающиеся экспортом сельхозпродукции, не просто лоббировали подобные новшества, и будут их финансировать.
Между тем США не станут отказываться от требований освободить политических заключенных на острове, а также намерены сохранять все санкции, введенные против любых видов бизнеса и торговли, находящихся под контролем кубинской армии и спецслужб (а это практически вся сфера туризма).
В этой связи очевидно, что, с одной стороны, администрация Белого дома стремится максимально ослабить те страны Латинской Америки, которые в той или иной форме выступают союзниками России на международной арене. С другой – подобная политика весьма рискованна, потому как в ноябре в США состоятся промежуточные выборы в Конгресс, и там та же кубинская диаспора, проживающая во Флориде, может сильно повлиять не только на победу республиканцев, но и создать благоприятные условия для похода на Белый дом на следующих президентских выборах губернатора штата Рона Десантиса.
Также стоит учесть, что на планируемую в июне встречу Саммита Америк, которая состоится в Лос-Анджелесе, не пригласили руководителей всех этих трех стран. Соответственно целый ряд других латиноамериканских государств (включая Мексику, Бразилию и Гватемалу) в знак протеста решили бойкотировать данную встречу на высшем уровне. Снятие же ряда американских санкций с Кубы, по оценкам латиноамериканских экспертов, может мотивировать Гавану не только принять участие в этом мероприятии, но и согласиться на определенное улучшение нынешних отношений с Вашингтоном. Это также касается и Венесуэлы, и Никарагуа.