На фото лидер "восточного" крыла партии AfD Тино Хрупалла. Фото Reuters
Прошедшие в минувшие выходные региональные выборы в федеральной земле Северный Рейн – Вестфалия еще раз наглядно показали, что в настоящее время тема внешней политики, а конкретно – конфликт в Украине становится одной из основных красных линий в германской политике, переходить которые является чрезвычайно опасным для какой бы то ни было политической силы. Особенно это относится к партиям, придерживающимся отличной от мейнстримной позиции.
Конкретный пример – «Альтернатива для Германии» (АдГ), которая по итогам выборов хоть и смогла сохранить присутствие в ландтаге крупнейшей федеральной земли, однако заметно ухудшила свои результаты, набрав всего 5,4% голосов (на 2% меньше, чем на предыдущих земельных выборах).
Похоже, что основной причиной этого является в целом пророссийская позиция АдГ по вопросу конфликта в Украине, которая в настоящее время не только вызывает неприятие избирателей, но и усиливает и без того давно существующий конфликт внутри партии.
Последний связан главным образом с разным видением развития АдГ в качестве политической силы, которого придерживаются «восточное» и «западное» крылья. «Восточное» крыло, представленное председателем партии Тино Хрупаллой и отстаивающее интересы востока ФРГ, заинтересовано прежде всего в том, чтобы наращивать электоральную поддержку даже за счет определенной радикализации. В отличие от него «западное» ратует за то, чтобы АдГ все более превращалась в респектабельную политическую силу, что предполагает отказ от радикализма и удаление из рядов «маргинальных элементов» (вроде одиозного политика Бьёрна Хёкке, чья организация «Крыло», близкая к «Альтернативе», была признана экстремистской).
Тлеющий конфликт вышел наружу в начале нынешнего года, когда в конце января сопредседатель партии Йорг Мойтен, представляющий как раз западные земли, заявил о своем выходе из состава АдГ из-за несогласия с проводимым курсом, подвергнув жесткой критике бывших коллег (в том числе Хрупаллу). При этом его уход сослужил очень плохую службу «Альтернативе». Речь в данном случае идет не только о том, что это способствовало заметному усилению оттока умеренного электората (преимущественно на западе страны), но самое главное – усилило подозрения в экстремистском характере деятельности партии.
Результатом всего этого явилось то, что в начале марта административный суд Кельна признал АдГ «угрозой демократии», что позволило немецкой контрразведке – Федеральному ведомству по охране Конституции, у которой «Альтернатива» уже давно находилась «на карандаше», официально начать процедуру «наблюдения» за партией, используя методы спецслужб.
Начало российской спецоперации в Украине не привело к сплочению рядов «Альтернативы». Более того, позиция АдГ по вопросу о поддержке «плана Шольца» – масштабной стратегии перевооружения Германии, поставок оружия Украине, а самое главное, в целом сохраняющаяся традиционная пророссийская ориентация – привели к заметным брожениям внутри партии. Ряд видных представителей АдГ открыто выступили с призывом к пересмотру партийной линии, а также отказа от объявленной руководством политики «нейтралитета» в отношении событий в Украине.
В качестве одной из причин этого была названа снижающаяся поддержка АдГ на региональных выборах. И действительно, на прошедших в конце марта выборах в ландтаг Саара «Альтернатива» ухудшила свой результат, набрав 5,5% (–0,5%). А в ходе прошедших в начале мая выборах в Шлезвиг-Гольштейне и вовсе не смогла преодолеть 5-процентный барьер, набрав 4,4% голосов и, таким образом, оказавшись «за бортом».
При этом наряду с призывом изменения позиции по Украине все громче раздаются голоса в пользу отставки действующего председателя Хрупаллы, которого обвиняют в том, что он остается «симпатизантом России» и всячески стремится поддерживать отношения с российским руководством, несмотря на всю неуместность этого в нынешних условиях.
Примечательно, что подобного рода призывы чаще всего звучат от представителей партийных организаций АдГ, расположенных на западе Германии.
Стоит ли говорить, что это способствует и усилению внутрипартийного конфликта, который уже приобрел зримые региональные очертания, а самое главное – чреват возможным расколом партии.
Если это произойдет, то АдГ в ее нынешнем виде имеет шансы превратиться в региональную политическую партию, представляющую интересы прежде всего востока Германии (подобную роль фактически давно примерила на себя Левая партия). Именно там на данный момент расположен ядерный электорат «Альтернативы», и именно там она имеет наибольшее представительство в региональных парламентах.
При этом большим вопросом в данном случае является то, что будет с «западным» крылом АдГ, которое, по сути, и стояло у истоков создания партии. Ряд экспертов полагают, что на его основе может быть создана новая политическая сила, которая постарается вернуться к «идейным корням» – правому евроскептицизму. Однако трудно предположить, насколько успешным окажется этот проект. Во всяком случае, все прежние попытки выходцев из АдГ (вроде бывшего сопредседателя Фрауке Петри) создавать собственные партийные проекты в пику АдГ неизменно оканчивались неудачей.
Впрочем, даже если этот проект в конечном счете окажется жизнеспособным, вряд ли он сможет претендовать на результаты, которая показывала «Альтернатива» в свои лучшие годы (например, в 2017-м, когда, будучи политическим неофитом, на общенациональных выборах она с ходу набрала 12,6%). Особенно учитывая растущую политическую конкуренцию, что требует консолидации сил. Именно необходимость этого является основным аргументом тех членов АдГ, которые выступают за сохранение внутрипартийного единства и «централизм» даже по таким сложным вопросам, как конфликт в Украине.
Насколько их голоса будут услышаны, покажет партийный съезд «Альтернативы», проведение которого намечено на июнь. Именно он должен дать ответ на вопрос, не только в каком направлении будет двигаться АдГ, но и есть ли у нее будущее в качестве единой политической силы.
Берлин