На фото Фридрих Мерц во время заседания Бундестага 28 апреля, на котором было принято решение одобрить поставки тяжелого вооружения на Украину. Фото Reuters
Начало боевых действий в Украине привело к существенным изменениям в политике Германии. Берлин пошел на беспрецедентное увеличение оборонного бюджета, а также принял решение поставлять летальное оружие стороне конфликта.
За последние два месяца ФРГ передала ВСУ боеприпасы, пулеметы, противотанковые гранатометы, переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) из запасов ГДР, а также обещала оказать помощь в обучении солдат обращению с новым оружием. Долгие дискуссии ведутся о поставках тяжелых вооружений. Данные изменения обусловлены как близкой позицией политических элит и населения, что какая-либо поддержка (форма которой остается предметом дискуссий) Украины является моральной обязанностью Германии, так и солидарностью с позицией союзников по НАТО.
Однако в принятии внешнеполитических решений не последнюю роль играют внутриполитические факторы. Боевые действия в Украине стали поводом для амбициозного лидера Христианско-демократического союза (ХДС) Фридриха Мерца вновь побороться за власть.
Движущей силой в данном вопросе стали эгоцентричный характер главы ХДС и его стремление занять первый пост в стране. Мерц надеялся возглавить немецкое правительство с начала 2000-х, однако долгое время проигрывал во внутрипартийной борьбе Ангеле Меркель, Аннегрет Крамп-Каренбауэр, Армину Лашету, и только серьезное поражение ХДС/ХСС в 2021 году позволило ему наконец стать лидером партии. Политик 20 лет оставался на вторых ролях и сейчас намерен, не дожидаясь 2025 года, начать борьбу за должность канцлера.
Христианские демократы решили использовать против Социал-демократической партии (СДПГ) их прошлую внешнеполитическую линию, а именно – готовность к диалогу с Москвой. Отношения с Россией, которые раньше для части населения были сильной чертой социал-демократов, сейчас действительно активно используются для критики партии. В связи с этим канцлер Олаф Шольц предпочитает отстраняться от обсуждения российско-украинского конфликта, оставляя активные действия французскому президенту Эмманюэлю Макрону.
В качестве повода для новых обвинений и даже призывов оставить руководство страной Мерц избрал отказ правительства поставить Украине тяжелое вооружение. В данном случае для главы ХДС важна не поддержка Киева, а стремление укрепить свои позиции в политической борьбе. Мерц заявил, что если Германия не будет поставлять Украине тяжелое вооружение, то христианские демократы внесут в Бундестаг проект резолюции об увеличении поставок Киеву. Если данная резолюция наберет большинство голосов в противовес позиции канцлера, то может встать вопрос о доверии главе правительства. Соответственно Мерц может надеяться, что в случае выражения большинством Бундестага недоверия канцлеру будут назначены новые выборы, где ХДС/ХСС получит лучший результат.
Требования Мерца пользуются поддержкой компаний ВПК (электорат ХДС). Концерн Reinmetall готов поставлять Украине тяжелое вооружение, если получит на это разрешение правительства. Правда, речь идет не о новых Leopard-2, а о списанных БМП Marder и танках Leopard-1.
С достаточно сложной ситуацией столкнулись младшие партнеры СДПГ по правящей коалиции – «Союз 90/Зеленые» и Свободная демократическая партия (СвДП). Лидер СвДП Кристиан Линднер некоторое время колебался с выбором позиции по поводу тяжелых вооружений. С одной стороны, он был недоволен попыткой Мерца расколоть коалицию. С другой – глава СвДП не мог не учитывать мнение однопартийцев, некоторые из которых (председательница Комитета обороны Бундестага Мари-Агнес Штрак-Циммерманн) активно лоббируют поставки, и не хотел отдавать ХДС голоса части правоцентристского электората, которая выступает за передачу Киеву тяжелого оружия. В итоге Линднер выступил с несколько двусмысленным заявлением, поддержав как позицию Шольца, так и поставки танков.
В партии «Союз 90/Зеленые» также есть активные лоббисты поставок, но ее лидеры выступают с более умеренных позиций. Роберт Хабек и Анналена Бербок не табуируют передачу тяжелых вооружений, однако министр иностранных дел отмечает, что в настоящий момент ФРГ просто не может поставить больше.
Шольц достаточно долго выступал со сдержанной позицией, сопротивляясь давлению. Первым компромиссом стало согласие Берлина участвовать в круговом обмене – Словения передаст Украине около 30–40 советских танков Т-72, а Германия компенсирует потери поставками боевых машин пехоты Marder и бронетранспортеров Fuchs. 26 апреля канцлер решил пойти на новые уступки, приняв компромиссное, хотя и несколько неожиданное решение. Согласно заявлениям министра обороны ФРГ, Германия поставит Украине танки, однако это будут не Leopard-2, а 50 списанных самоходных зенитных установок Gepard.
Правящая коалиция подготовила свою резолюцию, в которой подтверждает готовность Германии оказывать помощь Киеву, не исключая и поставки тяжелых вооружений. Однако в документе указано, что это не должно угрожать обороноспособности ФРГ. Данная оговорка позволит правительству по-прежнему отказываться от передачи новых Leopard-2, объясняя, что данные действия могут подорвать боеготовность Бундесвера.
Солидарная позиция трех партий побудила Мерца отказаться от прямого противостояния и высказать мысль о возможности создания совместной резолюции, которая и будет предложена Бундестагу 28 апреля.
Таким образом, сложная внешнеполитическая ситуация стала в Германии поводом для внутрипартийной борьбы. И хотя Мерцу не удалось развалить коалицию, своими радикальными требованиями он привел к ужесточению внешнеполитической риторики Берлина. Вопрос только в том, будет ли очередной слом табу иметь реальное воплощение.