Фото freepik.com
Правовые акты, которые содержат цели и направления стратегического развития IT-сектора в России, приняты. В частности, Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу – до 2025 года. Этот рамочный документ фиксирует цели развития отрасли. Хотя один из его базовых принципов уже потерял свою актуальность. Речь идет о принципе сохранения интегрированности российской отрасли в глобальную индустрию информационных технологий.
Научная подоснова развития IT-сектора регламентирована федеральным законом «О науке и научно-технической политике». А границы его развития заданы указом президента «О Стратегии национальной безопасности РФ», в котором информационная безопасность обозначена одним из национальных приоритетов. С 2014 года продолжается реализация Научно-технологической инициативы (НТИ) – межведомственной программы по развитию рынков на базе высокотехнологичных решений. Благодаря ей осуществляется поддержка проектов, направленных на создание уникальных продуктов или услуг. Что примечательно – цикл управления проектами предусматривает стадию постпроектного мониторинга.
Так или иначе, все эти документы предназначены для реализации программно-целевого и комплексного подходов к государственному управлению. Их контекст однозначно свидетельствует о том, что IT-сектор является приоритетом государственной экономической политики. Однако если говорить о стратегировании в IT-секторе как о процессе управления развитием, то ясного представления о нем эти документы не дают. Получается, что абстрактные формулировки создают огромное пространство вариантов. И несмотря на масштаб и тренды, любой из вариантов легко укладывается в направления развития IT-сектора, указанные в документах стратегического планирования.
Сегодня на слуху такие понятия, как «импортозамещение», «локализация», «информационный суверенитет», «импортонезависимость». Их в полной мере можно отнести и к представлению о будущем развитии IT-сектора в России. То есть пока это область ожиданий, а не действительность, но стратегический интерес государства обозначен. В большей степени ожиданиям соответствует сфера разработки программного обеспечения: переходить на рельсы импортозамещения компаниям, занятым в ней, проще – свою положительную роль играют облачные технологии и подход Open Source, который обеспечивает свободное распространение приложений, свободный доступ к исходному коду и его модификации.
Предприятиям сферы аппаратного обеспечения адаптироваться намного сложнее. Причина в том, что замкнутого цикла производства такой продукции в стране нет, его только предстоит создать. Для этого государству придется поддержать не только производство, но и сбыт продукции, поскольку нет уверенности, что емкость внутреннего российского рынка обеспечит уровень цен на продукцию, сопоставимый с ценами на нее на международном рынке.
Сегодня приоритет номер один – привнести новое содержание в концепт информационного суверенитета, и его реализация происходит по типу создания отечественных аналогов продукции зарубежного производства. Продукция-аналог выходит на подготовленный рынок, где расширение сбыта зависит уже от функциональных характеристик выпускаемой продукции. Это разумный подход. Ведь выпуск продукции по типу «аналогов нет», безусловно, интересный опыт, но приводит к инновациям ради инноваций. В то время как реальные инновации должны приносить прибыль. Лучшим результатом такого развития станет отказ от тотального импортозамещения в пользу построения замкнутого цикла производства.
Для компаний, занятых в IT-сфере, но не связанных с обеспечением функционирования критической инфраструктуры, также созданы особые условия, призванные стимулировать производство в России программного и аппаратного обеспечения. Грантовую поддержку предоставляет Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ). Действуют программы субсидирования на возмещение части затрат при разработке, компенсации части стоимости покупки лицензий программного обеспечения. Фонд развития промышленности предлагает льготные займы. Компаниям-разработчикам электронной (радиоэлектронной) продукции и компаниям, сопровождающим собственные программные продукты, предоставлены беспрецедентные налоговые льготы. Указом президента «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ», принятом в 2022 году, меры поддержки дополнены и расширены.
По всем признакам IT-сфера становится флагманом мобилизационной экономической политики России. А это, в свою очередь, означает смещение базовых принципов стратегического планирования в IT-сфере и вызывает потребность в принятии актуальной стратегии развития. Приоритетным направлением вновь принимаемой стратегии должна остаться поддержка IT-решений в рамках сквозных цифровых технологий. При этом с учетом капиталоемкости проектов разработки и внедрения необходимо сместить фокус в сторону IT-решений в области аппаратного обеспечения.