0
4789
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

20.04.2022 18:37:00

Кому мешает буква Z на куличе

Об эклектике и противоречиях современного русского патриотизма

Тэги: страстная неделя, пасха, куличи, символы, военная спецоперация, поклонская, россотрудничество, церковь, общество

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

страстная неделя, пасха, куличи, символы, военная спецоперация, поклонская, россотрудничество, церковь, общество Фото сайта 45.ru

Страстная неделя, последние дни перед Воскресением Христовым, для православных верующих России становится в буквальном смысле временем разгула страстей человеческих. Суровое время военных действий наложило свой отпечаток даже на духовную жизнь.

Заместитель главы Россотрудничества Наталья Поклонская, некогда олицетворявшая буйную стихию русской весны в Крыму, ныне являет себя в образе миротворца и гуманиста. В среду она разместила в соцсетях пространный пост с осуждением эскалации напряженности. В частности, Поклонская раскритиковала попытки вписать христианскую жизнь в контекст специальной военной операции в Украине. «Опасно слепо поклоняться любым символам – история этого не любит, – пишет она. – На праздничных пасхах изображаются крестики, а не военные символы. В детских садах делают зарядку и учат стихи про маму, мир и добро, а не выстраивают детей в военные символы».

Поклонская перечисляет различные инициативы, которые вызвали неоднозначную реакцию в российском обществе. В частности, новости о том, что детей в образовательных и воспитательных учреждениях выстраивают в виде буквы Z, неформального символа военной спецоперации. На днях появились сообщения, что в продаже в Курганской области появились пасхальные куличи с буквой Z на зеленой глазури. В одном из сел Свердловской области тот же символ попытались водрузить на купол строящегося православного храма.

В Московском патриархате быстро отреагировали на попытки перемешать церковную и военно-патриотическую образность. Секретарь епархиального управления Алапаевской епархии священник Дмитрий Ямщиков заявил, что новаторский купол в селе появился по инициативе местных жителей, и с духовенством это не согласовывали. «Намерение было доброе, патриотическое, но, так скажем, поступили они против церковных канонов, против традиций архитектурных, против традиций храмостроительства, ну и, собственно, неправильно сделали», – добавил священник. Примерно так же отреагировали в РПЦ и на зет-куличи. «Мы считаем, что символика пасхальных куличей должна оставаться неизменной независимо от внешних обстоятельств, – сказал журналистам заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. – Традиционно пасхальные куличи не имеют никаких дополнительных символов. На мой взгляд, хлебобулочное изделие, которое имеет отличную от христианской символику, пасхальным куличом считаться не может. Я думаю, что не предполагается освящение таких праздничных изделий».

У Московского патриархата и без того появилось достаточно головной боли после начала военной спецоперации. Под вопросом единство РПЦ с митрополией в Украине. Однако патриотическая общественность явно не желает оставлять церковь в стороне от политической повестки. Слишком долго Московский патриархат пользовался близостью к власти, чтобы сейчас демонстрировать отстраненность, считают они.

Однако в этот трудный момент истории РПЦ все же пытается разделить общенациональный и религиозный контексты. «Вместе с тем я думаю, что хлебобулочные изделия, которые содержат какую-то символику, имеют право на существование как форма поддержки Российской армии, но вне сакрального пространства церквей», – так завершил свой комментарий Кипшидзе.

Но и вне сакрального пространства церквей у российского общества, особенно у той его части, которая сосредоточилась на передовой боев в Украине, отсутствует четкая ценностная ориентация. Об этом свидетельствует ряд фактов. Когда начиналась спецоперация, одним из ее мотивов было обозначено желание совершить «реальную декоммунизацию» Украины, лишить ее территориальных «подарков», сделанных большевиками. После 2014 года киевские власти по всей стране сносили памятники, имеющие отношение к советскому периоду. После того как российская группировка взяла под свой контроль город Геническ в Херсонской области, здесь была восстановлена статуя Ленина. У многих это вызвало недоумение: зачем возвращать на место памятник деятелю, который, по мнению национально ориентированных адептов триединой Руси, «подарил» Украине Новороссию, обретенную во времена империи?

Возвращение Ленина на пьедестал в Геническе совпало с процессом реабилитации в общественном сознании политического наследия династии Романовых. В том числе ее последнего, самого неоднозначного представителя – царя Николая II. Вот-вот должно было состояться полное признание останков семьи убитого самодержца, когда мнения государства и церкви совпали бы по этому вопросу. Полный консенсус по монархическому наследию мог бы способствовать окончательному оформлению политической концепции современной России как правопреемницы державы Романовых. Однако из-за событий в Украине в очередной раз перенесен Архиерейский собор, на котором ожидалось признание останков Николая II и его семьи.

И вот на земле восточной Украины из пепла после военных действий восстает коммунистический «идол». На тех же территориях наблюдается смешивание государственной символики. В некоторых городах над значимыми зданиями поднят советский флаг. Причем это не всегда знамя Победы, водружение которого можно объяснить целью «денацификации» Украины, идущей параллельно с «декоммунизацией». В некоторых случаях развевается полотнище, бывшее государственным символом Советского Союза. При этом некоторые сооружения в занятых ВС РФ городах раскрашиваются в цвета национального российского триколора, скажем, арка при въезде в Энергодар Запорожской области.

Так под какими знаменами действует группировка войск, а российское общество наблюдает за их действиями на поле боя? Чего ждет Россия: христианской Пасхи или восстановления «безбожного» Союза ССР? Сумбур в символике, сопровождающей эти страстные дни, порождает ощущение нешуточной путаницы смыслов и ценностных ориентаций. Несомненны только свидетельства об интуитивных запросах на державный ренессанс. Общество цепляется за разрозненные осколки некогда целостных политических и идеологических конструкций. Возникает ощущение поиска смыслов во всем происходящем, но твердой почвы под фундаментом нового русского великодержавия нащупать пока не получается. 


Читайте также


Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Левые настроения в обществе вовсе не отражают влияние левых партий

0
765
Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.04.24

0
1198
Никпэки вне закона:  спасение или потеря для граждан и государства

Никпэки вне закона: спасение или потеря для граждан и государства

Сергей Агафонов

0
573
Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Александр Неклесса

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

0
1832

Другие новости