Фото Reuters
В последнее время в иностранной прессе все чаще появляются заявления тех или иных чиновников о возможной конфискации ранее замороженных в США и Евросоюзе валютных резервов Центробанка России с целью их передачи властям Украины. При этом законодательный механизм этого процесса пока лишь только прорабатывается.
Стоит отметить, что Центробанк планомерно наращивал валютные резервы с 2014 года, когда они существенно снизились после первого пакета санкций, введенных США, странами Евросоюза, Австралией, Новой Зеландией и Канадой из-за присоединения Россией Крыма. Эти меры предусматривали замораживание активов и визовые ограничения для лиц, включенных в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с указанными лицами.
По последним данным, резервы ЦБ РФ насчитывают 311 млрд долл. в ценных бумагах иностранных эмитентов, 152 млрд в наличной валюте на депозитах в других странах, а еще 30 млрд находятся в Международном валютном фонде (МВФ). Большая часть российских активов была сосредоточена в Китае – 14,2%, в Японии и Франции – по 13% и Германии – 8,5%. В США хранится 7,1%, в МВФ и других международных организациях – 5,1%, в Великобритании – 3,9%, а в Австрии – 2,4%.
Пока что неясно, о какой именно сумме идет речь, но исходя из мартовских данных Foreign, Commonwealth & Development Office (FCDO), опубликованных в британской газете Telegraph, Великобритания ввела санкции в отношении банковских активов на сумму около 339 млрд долл., США – 314,4 млрд, а ЕС – 50,8 млрд долл. По всей видимости, речь идет не только об активах Центробанка, но и о ресурсах попавших под санкции российских граждан и компаний, и в случае возможной конфискации утрачиваемая Россией сумма окажется весьма внушительной.
По состоянию на 25 марта международные резервы России достигли 604,4 млрд долл., сократившись по сравнению с 18 февраля 2022 года на 38,8 млрд. Основными факторами их сокращения были валютные интервенции, валютное рефинансирование, а также валютная переоценка активов. Источник - ЦБ РФ |
Вместе с тем как только в США начнутся судебные процессы против России, инициированные Украиной или частными компаниями, утратившими свои активы в нашей стране, правовой статус замороженных резервов ЦБ может измениться. Как показывает история, американские президенты подвергаются сильному внутреннему давлению со стороны различных сил, требующих направить заблокированные средства на урегулирование претензий отдельных общественных групп. Именно с этой проблемой президент Байден столкнулся в случае с резервами афганского Центробанка (7 млрд долл.), хранившимися в США и замороженными еще в августе 2021 года, после прихода к власти движения «Талибан» (запрещено в РФ). Согласно февральскому указу президента, около 3,5 млрд долл. пойдут на обеспечение нужд афганского народа, а оставшаяся сумма будет зарезервирована для выплаты компенсаций по искам родственников жертв терактов 11 сентября. При этом разрешение на передачу денег Афганистану должен будет санкционировать федеральный суд Южного округа Нью-Йорка.
Любопытный прецедент есть и в случае с Ираном. В апреле 2016 года Верховный суд США отказал Центробанку Ирана в возвращении 2 млрд долл. из замороженных активов, постановив передать их родственникам 240 американских солдат, погибших осенью 1983 года при взрыве казарм в Бейруте. Впрочем, в октябре прошлого года Иран вновь потребовал от США разморозки 10 млрд долл. в обмен на возобновление переговоров по ядерной программе, но безуспешно. Возможно, что в свете надвигающегося нефтяного кризиса Иран выйдет из американской опалы и все-таки получит часть своих активов на развитие.
Если в случае с Афганистаном и Ираном более-менее все понятно, то с Россией не совсем. К числу стран – спонсоров терроризма она не относится (вопрос об этом будируется с 2020 года), да и исков к ней в США пока не заявлено. Нет пока и специального закона о судьбе изымаемой у нее собственности. Хотя в скором времени все может измениться. Недавно сенаторы Майкл Беннет (Демократическая партия) и Роб Портман (Республиканская партия) обнародовали законопроект о перераспределении средств арестованных российских активов в Фонд помощи украинским беженцам и восстановления Украины. Указанный фонд будет управляться Госдепом совместно с Агентством США по международному развитию.
Что касается стран Евросоюза, в которых были парализованы активы ЦБ РФ, то и там окончательного решения по ним еще не принято. Европейские чиновники пока что подумывают о перенаправлении Украине активов близких к президенту Владимиру Путину российских бизнесменов, чье дорогостоящее имущество (яхты, самолеты и дворцы) активно разыскивается по миру западными спецслужбами и замораживается ими до особого распоряжения властей. Полагаю, что решение столь непростого в правовом смысле вопроса займет куда больше времени в силу не только экстраординарности всего происходящего, но и щекотливости ситуации, в которой может оказаться страна-экспроприатор в случае принятия Россией ответных мер.