Фото Reuters
Воскресенье, 3 апреля 2022 года, было для Сербии решающим. В этот день выбирали нового президента, проходили досрочные парламентские выборы, во многих городах голосовали за местные органы власти. Это вторые президентские выборы для действующего главы государства страны Александара Вучича. Первые были в 2017-м, на них он победил впервые в новейшей сербской истории, выиграв в одном туре. До того всякий раз волеизъявление растягивалось на два тура, и победитель одерживал победу с минимальным, в пару процентов, перевесом.
«Второй раз в жизни побеждаю в первом туре, стану вторым после Николы Пашича политиком, так долго находящимся у власти», – признался Вучич журналистам в ночь подсчета голосов. Характерно, что сербский президент сам себя публично сравнивает не с многолетним лидером Югославии Иосифом Брозом Тито, автором «Движения неприсоединения», сумевшим найти баланс между Западом и Востоком, а с восьмикратным премьером королевской Сербии, чья фамилия стала синонимом укрепления державы и достатка. Это связано как с определенной непопулярностью Тито в сербских патриотических кругах, так и с желанием максимально избежать лишней политизации в нынешних острых геополитических реалиях.
Пять лет назад, 2 апреля 2017-го, Вучич, занимавший тогда кресло премьер-министра, получил 55% голосов в первом туре. Его ближайший преследователь, бывший уполномоченный по правам человека Саша Янкович, смог набрать около 16%. Что характерно, третью строчку на тех выборах занял комик Лука Максимович, известный своей сатирической ролью вымышленного политика под псевдонимом Любиша Прелетачевич Белый. За него, шедшего под лозунгом «Нищие наносят ответный удар», проголосовали 9,4% избирателей. Такой себе фрик-вариант Владимира Зеленского, поддержанный протестным электоратом.
На нынешних выборах ситуация отчасти повторилась – по итогам обработки 90% бюллетеней Александар Вучич получает 59% голосов. Его ближайший преследователь, кандидат от «Объединенной оппозиции» Здравко Понош – 17%, третьим к финишу пришел лидер списка «Национально-демократической альтернативы» (сокращенно по-сербски «Надежда») Милош Йованович с 6%. Следом за ним вплотную идут кандидаты от других правых политических сил: лидер движения «Двери» Бошко Обрадович (4,4%) и кандидат от партии «Заветники» Милица Джурджевич-Стаменковски (4,2%). Похожие результаты получают и их партии.
По итогам парламентских выборов, проходивших досрочно, менее чем через два года после предыдущих, состоявшихся 21 июня 2020 года, картина приблизительно повторяется, но с одной поправкой. Председатель Социалистической партии Сербии, составляющей одну правительственную коалицию с Вучичем, Ивица Дачич уже второй раз подряд предпочел не выходить на выборы против действующего президента. Его партия заняла уверенное третье место с 11,6%, пропустив вперед президентскую коалицию «Вместе можем все» (43,4%) и список объединенной оппозиции (13,1%). Оставшиеся участники распределились следующим образом: «Надежда» – 5,3%, либеральный блок «Мы должны» – 4,4%, «Двери» – 3,8%, «Заветники» – 3,7%.
Специально сниженный к предыдущим выборам с 5 до 3% проходной барьер тогда не помог представителям правых в лице Сербской радикальной партии сохранить свое представительство в Скупщине. Зато спустя два года сделал возможным прохождение как минимум трех политических сил.
В своем выступлении перед журналистами в избирательном штабе в ночь выборов президент Вучич отметил очевидное «поправение» политического спектра страны, что стало, по его словам, прямым следствием украинского кризиса. Ведь совокупно правые получили почти 15% – по меркам Сербии неожиданно много. На место «олдскульных» радикалов идеолога сербского национализма Воислава Шешеля пришло новое поколение национал-патриотов. Наиболее интересный из них, пожалуй, ученик Воислава Коштуницы, профессор Милош Йованович – 45-летний интеллектуал-франкофон. Он получил в свое время осколки Демократической партии Сербии под сомнительным брендом «Метла-2020» и проиграл прошлые выборы. Но вот теперь добился почетного третьего места.
Отвечая на вопрос портала Balkanist.ru про отношения с Россией на новом этапе после выборов, Александар Вучич заверил: «Я обещаю вам, что в Сербии никогда не станут запрещать Достоевского, потому что это величайший писатель. В наших театрах и филармониях не станут запрещать Чайковского. Мы не просто сохраним добрые отношения с Россией – мы их укрепим». Он подчеркнул, что Сербия продолжит политику военного нейтралитета и решит с Россией вопросы энергетики – на фоне развития санкционного давления на РФ.
Еврокомиссия потребовала в срок до 15 мая прекратить поставки нефти из Хорватии дочернему предприятию компании «Газпромнефть» (ГПН) – «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС), 57% акций которой находится в собственности ГПН. Таким образом, до указанного срока во избежание нефтяного эмбарго НИС необходимо изменить структуру собственности. Каким конкретно это будет сделано образом – пока неизвестно.
Но факт в том, что Белград на данный момент остается единственным окном возможностей для Москвы в Европе, и это окно необходимо укреплять – других таких в силу экономических (параллельные соглашения о зоне свободной торговли Сербии с ЕС и с РФ) и политических причин (закрепленный в Конституции нейтральный статус) пока не просматривается.