На фото заседание парламента Ирака 26 марта 2022 года. Фото Reuters
Как и ожидалось, предпринятая в среду третья по счету попытка избрать главу иракского государства закончилась неудачей. Сначала в феврале противники Муктады Садра, лидера самой влиятельной шиитской парламентской фракции «Сайярун», «прокатили» поддержанного им кандидата на пост президента от Демократической партии Курдистана (ДКП) Хошияра Зибари, обвинив того в коррупции. Затем 26 и 30 марта законодателям не хватило кворума. При 329 депутатах иракского парламента необходимый для избрания президента кворум должен был составлять не менее двух третей, то есть 220 голосов, в то время как на заседания явились только 202 и 178 парламентариев соответственно.
Таким образом, спустя полгода после парламентских выборов года Ирак остается без президента (правда, он выполняет в основном церемониальные, представительские функции), а главное – без главы кабинета министров и соответственно без правительства. Это значит, что и без того истерзанная междоусобицами и проблемами страна по-прежнему находится в состоянии паралича.
По мнению аналитиков из Middle East Eye, достижение кворума остается главным препятствием для лидера политического блока «Сайярун» Муктады Садра. Происходит это в основном по двум причинам. Во-первых, из-за обострившихся противоречий между иракскими шиитами, которые привели к их расколу на два враждующих лагеря – проиранский и патриотический, выступающий за самостоятельное развитие страны, против того, чтобы основные направления внутренней и внешней политики Ирака определял Тегеран, не говоря уже о западных столицах. В принципе можно упомянуть и еще об одной, относительно немногочисленной группе шиитской элиты, которой удалось сделать карьеру в годы американской оккупации. К таким, например, относится нынешний прозападный, скорее даже проамериканский исполняющий обязанности премьер-министра Мустафа Кязими. Тем не менее основной водораздел сегодня проходит между двумя упомянутыми выше лагерями.
Во-вторых, из-за планов Муктады Садра сформировать кабинет министров не на коалиционной основе, как это было по крайней мере в течение последних лет 20, а на основе большинства, когда в состав правительства кроме шиитского блока «Сайярун» войдут представители других, тоже шиитских и даже нешиитских партий, но очень близких садристам идеологически. Притом представители проиранских сил при любых условиях должны будут оставаться за бортом правительства, чего раньше никогда не было.
Вся беда, однако, для Садра заключается в том, что как раз именно проиранские партии и формируют внутри парламента так называемую блокирующую треть. Без участия их представителей в формируемом правительстве Садру не набрать нужный для избрания президента кворум. А это значит, что вновь избранный глава государства не сможет выдвинуть на пост премьер-министра нужного Садру политика. А им должен оказаться не кто иной, как двоюродный брат Муктады Садра, посол Ирака в Лондоне Джаафар. В этом случае и без того влиятельный клан Садров получает под свой контроль и парламент, и правительство.
Не будем забывать, что блок садристов является самой крупной и влиятельной фракцией в парламенте Ирака (75 депутатов). С ним заодно выступают альянс «Ас-Сияда» («Суверенитет» с 61 депутатом), ДПК (31 депутатский мандат), движение «Имтидад» и «Новое поколение» (по 9 депутатов в каждом) и независимые (17 человек). Накануне второй попытки голосования эти организации объявили о создании межконфессиональной коалиции под названием «Спасите Родину». Как говорится, что нужно еще, чтобы получить максимум инструментов и средств, необходимых для постепенного сокращения иранского влияния на нынешний Ирак?
Коалиции «Спасите Родину» противостоит созданная недавно «Координационная структура», или «Рамочное соглашение». В него входят такие партии и организации, как шиитские «Государство закона», альянс ФАТХ во главе с Хади аль-Амири и Нури аль-Малики, «Государственная сила», «Национальный подход», «Национальная мудрость», а также суннитская партия «Азм».
И в самом Ираке, и далеко за его пределами, в первую очередь в Иране, прекрасно понимают, чем может обернуться задумка Муктады Садра и его возвышение на иракском политическом ландшафте. Поэтому стараются всячески этому помешать. По словам иракского политолога Ихсана аш-Шаммари, если Садру удастся осуществить свои далеко идущие планы, это приведет к маргинализации соперничающих с ним шиитских фракций и подрыву роли и влияния иракских союзников Ирана.
Вечером во вторник, накануне заседания парламента, в доме Хади аль-Амири состоялось совещание членов «Координационной структуры». В среду ее руководители обратились к Муктаде Садру с заявлением о своей готовности выступить вместе с его блоком садристов. По мнению руководителей проиранских группировок, раскол шиитов пойдет только во вред Ираку. «Это тупик, – сказал аль-Амири, – путь в никуда». В ответ Садр заявил, что лучше находиться в тупике, чем делить с ними пирог.
Пока трудно сказать, проиграл ли Иран схватку за умы и настроения иракских шиитов. Это станет ясно скорее всего после окончания мусульманского поста в месяц Рамадан, который начинается на следующей неделе. Несмотря на то что верховный суд Ирака разрешил провести следующее заседание парламента, посвященное выборам президента, 6 апреля, скорее всего законодатели вернутся к этому вопросу не ранее окончания Рамадана.
Как считают эксперты, весь месяц у политиков уйдет на то, чтобы попытаться любыми способами уговорить потенциальных союзников, кроме проиранских группировок, примкнуть к их рядам. Если удастся кого-то за тот месяц прельстить и обойти «блокирующую треть», будет на улице садристов праздник. Если нет, тогда придется выбирать из двух вариантов: или отступить и взять в правительственную лодку кого-то из «Координационной структуры», или запастись терпением и неизвестно сколько ждать у моря погоды.