0
8183
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

03.03.2022 18:30:00

Крушение "линии Гофмана". Почему Евросоюз враждебен России

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук.

Тэги: украина, военная спецоперация, защита, донбасс, рф, антироссийские санкции, ес, безопасность, история, берлинское соглашение, линия гофмана, макс гофман

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

украина, военная спецоперация, защита, донбасс, рф, антироссийские санкции, ес, безопасность, история, берлинское соглашение, линия гофмана, макс гофман Графика Reuters

Текущий конфликт в Украине показал важную тенденцию: страны Европейского союза ввели против России даже более жесткие санкции, чем США. Эти санкции не ограничиваются финансовой или гуманитарной сферой. Страны ЕС и Британия идут на более высокий уровень эскалации, разорвав авиационное сообщение с Россией, и обсуждают возможность поставок оружия нынешней украинской власти. В европейских странах произошел всплеск бытовой неприязни к русским, напоминающий аналогичные всплески в Германии и Австро-Венгрии летом 1914 года.

Эту враждебность часто списывают на происки американской дипломатии, что неверно. Американцы, конечно, влияют на поведение европейских элит и определяют общую линию с союзниками, однако при этом не следует забывать два обстоятельства. Во-первых, страны ЕС могут идти наперекор Вашингтону там и тогда, где этого требуют их интересы. Достаточно вспомнить, как, например, Франция и Германия выступили против американо-британской операции в Ираке 2003 года. Во-вторых, едва ли США могут заставить элиты стран ЕС ввести против России более жесткие санкции, чем сами американцы. Напрашивается вывод, что у стран ЕС есть собственные причины для такого решения.

В середине 1990-х годов в российском руководстве возобладала точка зрения, что внутри Запада есть две группы стран. Первые (США и Британия) выступают с жесткой позицией в отношении России и не готовы идти на реальные компромиссы. Вторые (Франция, Германия, Италия) готовы к диалогу с Москвой и к уступкам. Отсюда следовал простой вывод: вести диалог со вторыми, чтобы они смягчали линию первых. Некоторые эксперты даже высказывали радужное предположение, что после ухода России из Европы повторится сценарий возвышения «Второго рейха»: Германия вновь набухнет в мировую державу, бросит вызов США, а Россия «под шумок» снова реинтегрирует постсоветское пространство.

При этом в Москве часто не замечали тревожных сигналов. Еще в 1996 году, когда разразился российско-украинский кризис вокруг принадлежности Севастополя, министр иностранных дел ФРГ Клаус Кинкель назвал Украину краеугольным камнем европейской безопасности. В газовых конфликтах ЕС солидарно занимал сторону Украины, несмотря на все связи немецкого бизнеса с российской энергетикой. Не США, а Европейский союз запустил в 2009 году программу «Восточное партнерство», которая, собственно, и привела к нынешнему конфликту.

Идея отбросить Россию на некую линию к востоку от Европы – давняя черта политики европейских стран. Перед войной 1812 года Наполеон не скрывал, что стремится отодвинуть Россию на линию Днепр – Западная Двина, восстановив в какой-то форме Речь Посполитую. В годы Крымской войны премьер-министр Великобритании Генри Пальмерстон набросал «прекрасный план войны», предполагавший отделение от России Финляндии, Прибалтийского края, Польши, устья Дуная, Крыма и Кавказа. Брестский мир 3 марта 1918 года, заключенный Советской Россией с центральными державами, отделял от первой Финляндию, Литву, Украину и часть Закавказья. По Берлинскому соглашению 27 августа 1918 года Советская Россия теряла Эстляндию и Лифляндию, отказывалась от Украины и Грузии. Новая граница Советской России получила название «линия Гофмана» по имени немецкого генерала Макса Гофмана, наметившего ее в январе 1918 года.

Опорой этой линии была независимая Украина. Изначально она была именно немецким, а не британским или французским проектом. Еще в 1880-х украинское движение поддерживала Австро-Венгрия как противовес опоры России на панславизм. Подписание Брестского мира позволило Берлину создать независимую Украину, где вскоре был установлен режим гетмана Скоропадского. Вывод немецких войск в конце 1918 года привел к его крушению, и государственность Украины в то время не состоялась. Однако и во Второй мировой войне Германия пыталась разыграть украинскую карту, создав, в частности, особый рейхскомиссариат Украина и дистрикт Галиция.

«Линия Гофмана» возникла не на пустом месте: это была западная граница Русского царства второй половины XVI века. К западу от нее находится так называемое междуморье, или Балто-Черноморский регион. В прошлом это были земли Великого княжества Литовского, Ливонской конфедерации и Крымского ханства. «Линия Гофмана» была фактически отбрасыванием России из Балто-Черноморского региона и воссозданием здесь буферных антироссийских государств.

Распад СССР позволил странам Запада мирно воссоздать «линию Гофмана», причем даже в большем масштабе, чем в 1918 году. Новая западная граница России фактически повторяла западную границу времен Русского царства времен Ивана Грозного. Независимые Прибалтийские государства, Украина, Молдавия и Грузия стали теми самыми буферными государствами против России, о которых в европейских столицах грезили со времен Наполеоновских войн. Для США они выполняли роль гаранта невосстановления СССР. Но для Германии, Польши, Швеции, да и остального ЕС, это была реализация их давних устремлений отделить от России Балто-Черноморский регион и провести его хозяйственное освоение. Вовсе не случайно, что границы программы ЕС «Восточное партнерство» так точно повторяли «линию Гофмана», экономически (а затем и политически) отделяя от России Белоруссию, Украину, Молдавию и три закавказские страны.

Именно здесь и следует искать причины прилива враждебности к России, охватившей руководство и общественность стран ЕС. Российская операция в Украине означает в случае успеха разгром ключевого антироссийского звена Балто-Черноморского междуморья. Переформатирование Украины на дружественную России страну будет означать новый крах «линии Гофмана» и возвращение к границам 1939 года. Прибалтика будет смотреться не северной опорой, а осколком этого барьера. Поэтому России следует подготовиться к непростому противостоянию: ведь на кону – судьба антироссийских усилий целого поколения европейских политиков. 


статьи по теме


Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1704
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
976
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
2027
Жить и плакать душою младенца

Жить и плакать душою младенца

Александр Балтин

К 85-летию со дня смерти эгофутуриста Константина Олимпова

0
473

Другие новости