Графика freepik.com
В среду главный раввин Украины Моше Реувен Асман обратился к российским гражданам с просьбой повлиять на руководство страны, чтобы остановить военные действия в его стране. Некий русскоязычный раввин, проживающий в Израиле, пошел дальше. Он потребовал от религиозных лидеров иудейских организаций в России открыто выступить с осуждением специальной военной операции в Украине. Он заслужил одобрение, раздались голоса в поддержку этого человека.
Все это происходит на фоне довольно осторожной позиции руководства Израиля. Однако отдельные политики в частном порядке весьма остро отзываются о российском руководстве. Бывший советский диссидент, ныне глава наблюдательного совета Мемориального центра Холокоста «Яд ва-Шем» Натан Щаранский считает, что президент России «манипулирует темой Холокоста» для оправдания действий в Украине. Так он прокомментировал попадание ракеты в Бабий Яр.
Российские раввины действительно ведут себя крайне осторожно. Прозвучало несколько призывов к мирному разрешению конфликта. 2 марта главный раввин России Берл Лазар сделал заявление, в котором предложил свою помощь в переговорах: «Готов на любое посредничество, готов сделать все, что в моих силах, и даже больше, только чтобы замолчали орудия, перестали рваться бомбы!» «Наш долг перед Богом – всеми силами стремиться к взаимопониманию, к взаимному уважению и ни в коем случае не поднимать меч на брата своего!» – написал он. И в Израиле уже упрекают раввина в том, что он не назвал военную спецоперацию тем словом, каким, по мнению израильских граждан, она должна называться.
Ни о каком протесте против действий руководства страны, конечно, речи не идет. Раввины в таких случаях говорят об ответственности за свои общины, за судьбу людей. Оппоненты из-за границы этот аргумент отметают. Проводят рискованные исторические параллели, делают такие сравнения, которые сами по себе уже считаются поводом для осуждения в современной России.
Человек, который публично пристыдил российских раввинов, тоже когда-то совершал служение в одной из московских синагог в рамках деятельности крупного иудейского объединения. Как это водится в религиозной сфере нашей страны, он получил общину не в результате открытых выборов с участием верующих, а был назначен на должность, как говорится, для окормления москвичей и для собственного прокорма. Однажды к нему возникли претензии правоохранительных органов, и ему закрыли въезд в Россию. Он остался в Израиле и, кажется, нашел свое место в еврейском государстве.
Этот раввин такой не один. Есть несколько религиозных деятелей, которые были высланы из России. Мы точно не знаем, каковы причины – они составляют тайну даже для работодателей этих раввинов, централизованных религиозных организаций, которые не раз декларировали патриотическую позицию.
Замечательно, что у людей есть подготовленное убежище, место, куда они могут направиться, сойдя с трапа самолета в аэропорту Бен-Гурион, открыть дверь своим ключом, смахнуть пыль с дивана и прилечь отдохнуть после долгого пути из Москвы.
Но не надо забывать, что тысячи людей, посещавшие синагоги последние тридцать лет, не имеют второго дома в Израиле или в Соединенных Штатах. Прихожане тридцать лет слушали раввинов, проникались традиционными ценностями и старались поступать так, как учили их духовные наставники. Прежде всего создавали семьи, в которых появлялись многочисленные дети, как велит Тора – плодитесь и размножайтесь! Многие из этих детей никогда не были в Израиле, но родились, воспитаны в традиционной еврейской обстановке. Их не спрятать. Им не раствориться среди других россиян, как это привыкли делать советские евреи на протяжении 70 лет.
Для абсолютного большинства русских евреев совершенно невозможно вырвать себя с корнями из России и просто пересадить на другую почву. Те, кто способен на это, уже сделали это много лет назад. Другие предпочли остаться на родине. Это их законный выбор. А может быть, просто необходимость. Они не собираются отказываться ни от принадлежности к еврейскому народу, ни от симпатий к еврейскому государству Израиль. Но, уверен, они не видят для себя возможности отказаться и от родины, где родились, выросли, где похоронены предки. Люди не могут вырвать себе язык, который произносит русские слова. Где бы ни жили русские евреи, на протяжении как минимум двух поколений они не смогут отказаться от родного языка. Это так же невозможно, как поменять цвет кожи.
Так что же предлагают раввинам? Открыто выступить с акцией неповиновения и, вероятно, затем эвакуироваться за границу. Но раввины, которые, развивая общины и заявляя все последние годы, что еврейская жизнь стремительно возрождается и развивается, действительно взяли на себя ответственность «за тех, кого приручили».
Напомню: именно религиозные организации воспринимаются в постсоветской России как негласные представители еврейской общины. За прошедшие годы не возникло свободных, независимых, гражданских институтов еврейской общинной жизни. Никому не нужны были в российских реалиях подлинно демократические процедуры, которые бы отражали реальные чаяния и нужды евреев – российских граждан. Вместо этого, опираясь на модель Русской православной церкви, власти уполномочили на такое представительство раввинские организации, и когда это получалось, проводили в них «коренизацию» кадров. Поэтому на раввинах лежит особая ответственность.
Это примерно такая же ответственность, какая лежала на Еврейском антифашистском комитете после войны. Тогда советская власть развернулась на 180 градусов, и весь ее политический цинизм обрушился на советских евреев, прах родственников которых еще не остыл в печах Освенцима. Погиб актер Михоэлс, были расстреляны поэты и ученые, в тюрьму брошены врачи. Началась травля «граждан еврейской национальности» на улицах советских городов – Москвы, Киева, Минска.
Сейчас и от руководства Русской православной церкви требуют выступить открыто с критикой правительства. Но при самом худшем сценарии миллионы простых верующих не разделят с иерархами немилости властей. То же самое можно сказать о мусульманских и буддийских духовных лидерах. За их плечами – национальные республики, многочисленные единоверцы. Но горстка евреев – удобная и беззащитная цель для репрессий. Так было во все времена. И заграница не поможет. Только посочувствует, как уже бывало в истории.
Провоцировать повторение трагедий – значит быть их соучастником.
комментарии(0)