Графика freepik.com
В качестве генерального секретаря Организации Объединенных Наций я посвящаю много времени общению с мировыми лидерами и отслеживанию глобальных тенденций. Для меня очевидно, что в международных отношениях наступил поворотный момент. Глобальный процесс принятия решений зашел в тупик, основная причина которого кроется в фундаментальном парадоксе.
С одной стороны, многие из сегодняшних глобальных лидеров признают существование общих угроз: пандемии коронавирусной инфекции, изменения климата, нерегулируемого развития новых технологий. Они соглашаются с тем, что подобные угрозы требуют ответных мер. С другой стороны, такое общее понимание не подкрепляется совместными действиями. Напротив, наблюдаемый разрыв продолжает увеличиваться.
Свидетельства такого разрыва видны повсюду: в несправедливом и неравном распределении вакцин; в функционировании глобальной экономической системы, не учитывающей интересы бедных слоев; в абсолютно недостаточных мерах по противодействию климатическому кризису; в цифровых технологиях и медийном ландшафте, которым существование такого разрыва приносит выгоду; в растущей нестабильности и участившихся конфликтах по всему миру.
Почему же мир, будучи согласным с диагнозом вышеперечисленных общих недугов, не может эффективно их излечить? Я вижу тому две основные причины.
Во-первых, это происходит из-за того, что внешняя политика зачастую оказывается проекцией внутренней политики государств. Как бывший премьер-министр, я знаю, что, несмотря на благие намерения, международная деятельность может оказаться заложником внутриполитического процесса. Предполагаемые национальные интересы могут легко перевесить осознание более масштабного глобального блага.
Такое стремление можно понять, даже если оно ошибочно в тех случаях, когда собственным интересам страны отвечает именно солидарность. Ярким примером тому является ситуация с вакцинами. Все понимают, что такой вирус, как COVID-19, не признает государственных границ. Нам необходима всеобщая вакцинация, способная позволить снизить риск появления новых и более опасных штаммов, которые будут угрозой для всех и каждого в любой стране.
Вместо того чтобы в первую очередь в рамках глобальной программы вакцинации обеспечить вакцинами всех людей, правительства принимают меры для защиты лишь своего населения. Но это лишь половина стратегии.
Разумеется, правительства должны обеспечивать защиту собственного населения. Но если при этом они не будут прилагать усилия к тому, чтобы вакцинировать все население земного шара, то национальные программы вакцинации могут оказаться бесполезными перед лицом возникающих и распространяющихся новых штаммов.
Вторая причина заключается в том, что многие современные глобальные институты и структуры устарели или попросту потеряли эффективность, а проведению необходимых реформ препятствуют геополитические разногласия. Например, полномочия Всемирной организации здравоохранения и близко не соответствуют тому, что требуется для координации мер реагирования на глобальные пандемии.
В то же время международные институты, обладающие большей властью, либо парализованы разногласиями – как, например, Совет Безопасности, – либо недемократичны, как многие международные финансовые институты. Другими словами, система глобального управления терпит крах именно в тот момент, когда мир должен объединиться для решения глобальных проблем.
Нам нужно действовать сообща во имя национальных и глобальных интересов, чтобы защитить важнейшие глобальные общественные блага, такие как общественное здравоохранение и пригодный для жизни климат, от которых зависит благополучие всего человечества.
Такие реформы жизненно необходимы, если мы хотим реализовать общие стремления к нашим коллективным глобальным целям: миру, устойчивому развитию, правам человека и достоинству для всех. Это трудная и многоплановая задача, при решении которой должны учитываться вопросы национального суверенитета. Но ничего не делать – это неприемлемый вариант. Мир отчаянно нуждается в более эффективных и демократичных международных механизмах, способных решать проблемы людей.
Пандемия продемонстрировала, что наши судьбы взаимосвязаны. Когда мы забываем кого-то одного, мы рискуем забыть всех. Первыми жертвами такого парадокса в глобальной политике оказываются наиболее уязвимые регионы, страны и люди. Однако прямая угроза существует для всех без исключения людей во всем мире.
Хорошая новость заключается в том, что мы все-таки можем что-то предпринять для решения наших глобальных проблем. Проблемы, созданные человечеством, могут человечеством же и быть решены.
В сентябре прошлого года я опубликовал доклад, посвященный данным вопросам. «Наша общая повестка дня» – это отправная точка, план действий для того, чтобы объединить силы всего мира и приступить к решению названных проблем, возникших из-за недостатков в системах управления, а также активизировать многосторонний подход в соответствии с потребностями XXI века.
Осуществить необходимые изменения будет нелегко, и сделать это в одночасье не удастся. Но мы можем начать с поиска точек соприкосновения и двигаться в направлении прогресса. Это наше величайшее испытание – ведь на карту поставлено очень многое. Мы уже видим, к чему привела сложившаяся ситуация. По мере того как люди начинают утрачивать доверие к способности институтов выполнять свои обязательства, они также рискуют утратить веру в ценности, на которых зиждутся эти самые институты.
Во всех уголках мира мы наблюдаем за тем, как ослабевает доверие, а также, боюсь, за тем, как размываются общие ценности. Мрачные последствия воздействия несправедливости, неравенства, недоверия, расизма и дискриминации ощущаются во всех странах. Мы должны восстановить человеческое достоинство и порядочность и избавить людей от тревог, предложив им решения проблем.
Перед лицом растущих взаимосвязанных угроз, огромных человеческих страданий и общих рисков мы обязаны возвысить свой голос и предпринять действия, чтобы потушить объявший мир пожар.
комментарии(0)