На фото Саманта Смит (слева) с советскими детьми в Артеке. Фото сайта artek.org
К началу февраля 2022 года, в разгар очередного кризиса в отношениях России и Запада, машина традиционной международной дипломатии явно забуксовала. Эксперты и дипломаты пока не предлагают креативных прорывных решений, хотя постоянно говорят об их необходимости на разных дискуссионных площадках. Все это формирует не только в массовом сознании, но и у большинства внешнеполитических игроков, ощущение глухого тупика с самыми нерадостными перспективами.
Высокопоставленные дипломаты и опытные эксперты в Брюсселе с искренней болью в сердце и драматическим надломом отвечают на обвинения в бездействии: «У нас есть европейское и трансатлантическое единство, но ни один из возможных вариантов ответа на текущую ситуацию в отношениях между Россией и Украиной не кажется нам привлекательным. В Европе продолжается зима, и задействовать энергетический рычаг не кажется особенно разумным».
Их коллеги в Вашингтоне и Чикаго вторят: «Мы готовы пойти по расширенному дипломатическому треку в отношениях с Россией, но у нас исчерпан оптимизм относительно возможности договориться».
Экспертные дискуссии в Москве на полях официальных мероприятий полны сигналов о необходимости договариваться. Названия круглых столов в Валдайском клубе в ноябре и январе говорят сами за себя: «Отношения России и НАТО: жирная точка или продолжение следует?», «Консультации России и Запада: удастся ли избежать цугцванга». Ректор Дипломатической академии МИД РФ Александр Яковенко в декабрьских статьях в СМИ дважды повторил сигнал: «Необходимо коллективно определить условия мира» и «принять меры по деэскалации».
Кстати, в статье об итогах дипломатического года для России Александр Яковенко среди прочего указывает на то, что история остается надежным гидом в оценках настоящего и прогнозах на будущее. Он напоминает, что выбор Александра Невского в пользу культурно-цивилизационной идентичности Руси в беспрецедентно трагичных условиях XIII века, многажды подтвержденный другими историческими фигурами России и Советского Союза, остается актуальным и сегодня.
Чтобы создать будущее, необходимо его увидеть/построить у себя в голове – это азбука концепции личностного роста. И нет причин, почему мы не можем по крайней мере попробовать экстраполировать это правило и на разрешение международных кризисов.
Я согласна с Александром Яковенко в том, что можно найти ресурс для прорыва в то будущее, которое мы хотим построить, в прошлом. Это один из приемов медиации (технология и процесс разрешения конфликтов). Правда, для этого совсем необязательно погружаться в образцы политических решений XIII века, можно поискать гораздо более близкие нам примеры.
Например, если мы все же искренне займемся поиском решений по деэскалации нынешней международной напряженности, то будет вполне логично, если обратимся к тому опыту, что уже помог однажды добиться разрядки, перезагрузки в международных отношениях в недавнем прошлом. Вспомним, что стало ценным вкладом в разрешение, например, Карибского кризиса или в устранение напряженности между СССР и США в середине 1980-х годов?
Я застала только отголоски разговоров о кубинском ракетном кризисе, но я прекрасно помню, что страх глобальной войны в 80-х висел надо мной, 8-летней советской школьницей, как свинцовое облако, которое вот-вот должно разразиться страшным громом и ударами молний, возможно, именно туда, где ты сейчас находишься. Это облако – как фоновая музыка в лобби отеля: ее не замечаешь, но она определяет настроение.
По примеру Александра Яковенко я предлагаю обратиться к ресурсам прошлого. 1961 год – Евгений Евтушенко задает свой знаменитый вопрос: «Хотят ли русские войны?» 1982 год – американская школьница Саманта Смит пишет Юрию Андропову письмо, чтобы разобраться, почему отношения между США и СССР такие напряженные. 1985 год – Стинг выпускает дебютный альбом и сингл «Русские» («I hope the Russians love their children too»). 1986 год – советская школьница Катя Лычева посещает США с миссией мира…
Голоса человеческой боли и искренней надежды звучали в мире и заявляли о том, что нас объединяет, что для нас важно. Возможно и скорее всего, что именно эти голоса «дипломатии простых людей» прозвучали как реальный призыв к миру и, как ниточки, сплелись в прочный канат возвращения к нему, по крайней мере на какое-то время.
Нам, всем разумным людям доброй воли, нужны сейчас новые Евтушенко, Стинг, Саманта Смит и Катя Лычева. По крайней мере у нас есть Леди Гага и «интеллектуальный рэпер» Оксимирон, и кто знает, может быть, они или их коллеги по творчеству станут не только новым голосом мира, но и креативным дипломатическим решением, которое сейчас активно ищут ведущие мировые игроки.
комментарии(0)