0
3614
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

31.01.2022 18:58:00

Государство, революция и инфраструктура. Технологическая версия социальной турбулентности на пространстве СНГ

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов – заместитель главного редактора «НГ», ответственный редактор приложения «НГ-наука»

Тэги: снг, конфликты, блэкаут, аварии, энергетика, инфраструктура, революция, государство


снг, конфликты, блэкаут, аварии, энергетика, инфраструктура, революция, государство На фото здание мэрии Алма-Аты после беспорядков. Фото Reuters

Событие отличается от факта тем, что оно меняет ситуацию. Три январских события на просторах СНГ произошли одно за другим: попытка государственного переворота в Казахстане, очередной киргизо-таджикский пограничный конфликт и масштабное отключение электричества сразу в трех странах: Казахстане, Узбекистане, Киргизии – среднеазиатский блэкаут. Помимо сугубо географического фактора все эти события объединяет еще одно обстоятельство.

Все три – замечательный пример того факта, что в современном мире управление социумом через инфраструктурные «гаджеты» оказывается несравненно более эффективным и надежным. Эффективным и надежным – в смысле именно управляемости социальными процессами. Сейчас я не говорю о позитивных или негативных последствиях такого управления.

Обозреватель Telegram-канала «Русский футурист» Петр Кромских справедливо отмечает: «Почему и бои, и обвал электросистемы – явления одного порядка? Потому что и то, и другое – примеры зависимости от старой инфраструктуры большого государства, на административных границах которого зиждятся новые национальные республики… Лишний повод напомнить: успешное национальное государство – это не перемена памятников и названий улиц, а в первую очередь инфраструктурная автономия».

Выяснилось, что такой автономии не может обеспечить ни Казахстан (сбой в снабжении сжиженным газом автотранспорта в нескольких регионах страны стал триггером к массовым беспорядкам по всей республике); ни Киргизия (обмен ударами в пограничном конфликте с использованием гранатометов – это в том числе стремление поставить под свой контроль водозаборы); ни Узбекистан (вместе с Казахстаном и Киргизией входящий в единую систему энергоснабжения).

Кстати, по некоторым оценкам, за последние 20 лет в мире произошло более 30 крупных аварий, в результате которых более 1 млрд человек оставались без электроснабжения от восьми часов до нескольких суток. Специалисты-электротехники объясняют, что причина подобных аварий чаще всего – «неправильное или несогласованное действие автоматики, что, в свою очередь, связано с использованием при проектировании и эксплуатации недостаточно полной и достоверной информации о процессах, протекающих в оборудовании и энергосистемах». В общем, автономия автоматики!

И такие инфраструктурные коллизии, доводящие порой до развала государств и военных конфликтов, – это вовсе даже не приметы новейшей истории. В античность углубляться не буду, хотя и там уже более чем достаточно примеров.

А вот современные американцы начали воспринимать свою страну как единое пространство после начала строительства скоростных автомагистралей – без пересечений, без светофоров. В набоковской «Лолите» на этом построена фабула всего романа. («Никогда не видел я таких гладких, покладистых дорог, как те, что теперь лучами расходились впереди нас по лоскутному одеялу сорока восьми штатов», – не скрывает своего восхищения главный герой. Напомню, данный эпизод относится к августу 1947 года.) В 1956 году президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр с гордостью подчеркивал: «Площадь всего дорожного покрытия такова, что на ней могут уместиться две трети всех автомобилей США. Из бетона, пошедшего на строительство дорог, можно… проложить шесть пешеходных дорог до Луны». А Иосиф Бродский был уверен, что Америку как нацию создал телевизор…

Возвращаясь на пространства СНГ, точнее – на пространства бывшего СССР, можно привести и контрпример феномену «среднеазиатского блэкаута» (в широком смысле – блэкаута). Эстония – одна из наиболее продвинутых в ЕС стран в плане развития электронного управления государством и экономикой. Еще в 1996 году правительство Эстонии объявило программу «Прыжок тигра» (Tiger Leap). В соответствии с ней все образовательные учреждения страны должны были быть оснащены новейшими персональными компьютерами. Интересно, что проведенное тогда же социологическое исследование выявило: две трети населения Эстонии никогда не пользовались компьютерами и не имели возможности научиться работать с ПК.

Так что, качество государственного устройства вполне можно измерять в километрах оптоволокна.

А вот Литва – как-то «вдруг» оказалось – критически зависит от работы своего главного инфраструктурного актива – порта в Клайпеде, через который перегружаются удобрения, произведенные в Белоруссии. Правительство Литвы приняло решение с 1 февраля 2022 года расторгнуть договор компании «Литовские железные дороги» с белорусским «Беларуськалием» на перевозку калийных удобрений. Впрочем, и для Белоруссии это тоже «инфраструктурная» головная боль.

Говорить про евразийские транспортно-логистические коридоры России сегодня стало уже банальностью. Концепций хватает: превращения территории РФ в железнодорожный, автомобильный, воздушный мост между Европой и Азией, «Восточный российский ход», обустройство Севморпути… Опять же недаром одна из самых популярных угроз в отношении России – угроза отключения от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT.

В общем, вечный фактор российского могущества – господствующее географическое положение на Евразийском континенте – сам по себе больше не обеспечивает безоговорочного стратегического преимущества для экономики страны, пока пространство это не окажется «прошито» современной инфраструктурой – транспортной, цифровой, трубопроводной. Это банально, но это факт. Впрочем, пока еще не событие. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Михаил Сергеев

Депутаты просят утвердить дорожную карту решения коммунальных проблем

0
1588
Министр энергетики Молдавии едет просить топливо у "Газпрома"

Министр энергетики Молдавии едет просить топливо у "Газпрома"

Светлана Гамова

Остановка ГРЭС в Приднестровье оставит без света и Кишинев

0
2514
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
2801
"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2528

Другие новости