На фото здание мэрии Алма-Аты после беспорядков. Фото Reuters
Событие отличается от факта тем, что оно меняет ситуацию. Три январских события на просторах СНГ произошли одно за другим: попытка государственного переворота в Казахстане, очередной киргизо-таджикский пограничный конфликт и масштабное отключение электричества сразу в трех странах: Казахстане, Узбекистане, Киргизии – среднеазиатский блэкаут. Помимо сугубо географического фактора все эти события объединяет еще одно обстоятельство.
Все три – замечательный пример того факта, что в современном мире управление социумом через инфраструктурные «гаджеты» оказывается несравненно более эффективным и надежным. Эффективным и надежным – в смысле именно управляемости социальными процессами. Сейчас я не говорю о позитивных или негативных последствиях такого управления.
Обозреватель Telegram-канала «Русский футурист» Петр Кромских справедливо отмечает: «Почему и бои, и обвал электросистемы – явления одного порядка? Потому что и то, и другое – примеры зависимости от старой инфраструктуры большого государства, на административных границах которого зиждятся новые национальные республики… Лишний повод напомнить: успешное национальное государство – это не перемена памятников и названий улиц, а в первую очередь инфраструктурная автономия».
Выяснилось, что такой автономии не может обеспечить ни Казахстан (сбой в снабжении сжиженным газом автотранспорта в нескольких регионах страны стал триггером к массовым беспорядкам по всей республике); ни Киргизия (обмен ударами в пограничном конфликте с использованием гранатометов – это в том числе стремление поставить под свой контроль водозаборы); ни Узбекистан (вместе с Казахстаном и Киргизией входящий в единую систему энергоснабжения).
Кстати, по некоторым оценкам, за последние 20 лет в мире произошло более 30 крупных аварий, в результате которых более 1 млрд человек оставались без электроснабжения от восьми часов до нескольких суток. Специалисты-электротехники объясняют, что причина подобных аварий чаще всего – «неправильное или несогласованное действие автоматики, что, в свою очередь, связано с использованием при проектировании и эксплуатации недостаточно полной и достоверной информации о процессах, протекающих в оборудовании и энергосистемах». В общем, автономия автоматики!
И такие инфраструктурные коллизии, доводящие порой до развала государств и военных конфликтов, – это вовсе даже не приметы новейшей истории. В античность углубляться не буду, хотя и там уже более чем достаточно примеров.
А вот современные американцы начали воспринимать свою страну как единое пространство после начала строительства скоростных автомагистралей – без пересечений, без светофоров. В набоковской «Лолите» на этом построена фабула всего романа. («Никогда не видел я таких гладких, покладистых дорог, как те, что теперь лучами расходились впереди нас по лоскутному одеялу сорока восьми штатов», – не скрывает своего восхищения главный герой. Напомню, данный эпизод относится к августу 1947 года.) В 1956 году президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр с гордостью подчеркивал: «Площадь всего дорожного покрытия такова, что на ней могут уместиться две трети всех автомобилей США. Из бетона, пошедшего на строительство дорог, можно… проложить шесть пешеходных дорог до Луны». А Иосиф Бродский был уверен, что Америку как нацию создал телевизор…
Возвращаясь на пространства СНГ, точнее – на пространства бывшего СССР, можно привести и контрпример феномену «среднеазиатского блэкаута» (в широком смысле – блэкаута). Эстония – одна из наиболее продвинутых в ЕС стран в плане развития электронного управления государством и экономикой. Еще в 1996 году правительство Эстонии объявило программу «Прыжок тигра» (Tiger Leap). В соответствии с ней все образовательные учреждения страны должны были быть оснащены новейшими персональными компьютерами. Интересно, что проведенное тогда же социологическое исследование выявило: две трети населения Эстонии никогда не пользовались компьютерами и не имели возможности научиться работать с ПК.
Так что, качество государственного устройства вполне можно измерять в километрах оптоволокна.
А вот Литва – как-то «вдруг» оказалось – критически зависит от работы своего главного инфраструктурного актива – порта в Клайпеде, через который перегружаются удобрения, произведенные в Белоруссии. Правительство Литвы приняло решение с 1 февраля 2022 года расторгнуть договор компании «Литовские железные дороги» с белорусским «Беларуськалием» на перевозку калийных удобрений. Впрочем, и для Белоруссии это тоже «инфраструктурная» головная боль.
Говорить про евразийские транспортно-логистические коридоры России сегодня стало уже банальностью. Концепций хватает: превращения территории РФ в железнодорожный, автомобильный, воздушный мост между Европой и Азией, «Восточный российский ход», обустройство Севморпути… Опять же недаром одна из самых популярных угроз в отношении России – угроза отключения от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT.
В общем, вечный фактор российского могущества – господствующее географическое положение на Евразийском континенте – сам по себе больше не обеспечивает безоговорочного стратегического преимущества для экономики страны, пока пространство это не окажется «прошито» современной инфраструктурой – транспортной, цифровой, трубопроводной. Это банально, но это факт. Впрочем, пока еще не событие.
комментарии(0)