Фото Reuters
Бурные новогодние события в Казахстане, а также накаляющаяся не первый день обстановка вокруг Донбасса выдвинули на повестку дня для российского руководства необходимость «срочно принимать меры» и «возвращать под контроль единой страны» территории с русскоязычным населением и исконно входившие в состав Российской империи. Но при этом почему-то даже в самых благоприятных для себя условиях Россия другие страны территориально не захватывает, а тех, кто в состав РФ давно просится, не решается присоединить.
А ведь еще продолжается принципиальный конфликт между США и Россией по поводу неизбежного (в который уже раз) расширения Североатлантического альянса. РФ против дальнейшего (а это неизбежно за счет ближайших ее соседей) расширения этого военно-политического блока, а руководство НАТО не считает нужным к доводам Москвы насчет расширения числа своих членов прислушиваться.
Так что же делать? Начну с того, что, когда развалился СССР, ни одна ведущая западная страна по этому поводу не возмутилась, а всячески приветствовала желание бывших советских республик жить независимо. За все эти годы они настойчиво дрейфовали в сторону именно Запада, и никакими «коврижками» в виде кредитов, займов и поставок нефти-газа купить их лояльность Москве не удалось.
И вот теперь дело совсем стало плохо. В НАТО рвутся Украина, Грузия и Молдавия. Не факт, что в стороне останется (если примут Грузию) Азербайджан. Странам Центральной Азии пока вполне хватит и «Партнерства ради мира» с Североатлантическим альянсом, но не исключено, что он доберется и туда. Что вполне объяснимо: ведь с момента распада бывшей Российской империи и СССР ее территория сократилась до размеров, существовавших в середине XVII века, и Москва сегодня там совсем даже не хозяйка.
Да, за последние 30 лет на землях бывшего Союза образовались так называемые непризнанные республики Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии, двух в Донбассе, Нагорного Карабаха. И везде у России не просто была и есть возможность присоединить их – люди там массово просятся принять их под российскую защиту. Но… Россия за эти годы территориально расширилась только Крымом. Однако это привело к таким последствиям, что ее нынешнее руководство откровенно побаивается делать какие-либо новые резкие телодвижения – что с непризнанными государствами на постсоветском пространстве, что с чем-то более серьезным и существенным.
При этом модно во всех подобных проблемах обвинять исключительно Соединенные Штаты, которые якобы мешают в том или ином виде возродиться бывшему СССР под российской эгидой. Однако сами США почему-то никак не желают при всей своей «захватнической сущности» присоединять к себе иные земли. Почему?
Существует несколько территорий, которые не первый год могли бы войти в состав Соединенных Штатов. Но именно «штатами» их Вашингтон никак не берет. Остров Пуэрто-Рико, Американское Самоа, Гуам, Виргинские острова, Маршалловы острова – казалось бы, расширяйся, Америка, и никакие ООН с НАТО и БРИКС не пикнут. Но нет: только статус «свободно присоединившихся территорий» – и не больше.
А это значит, что они не имеют в Конгрессе США своих представителей, не могут голосовать за президента страны (и своих у них нет). Но зато все поголовно – граждане Соединенных Штатов и с американскими паспортами идут служить в американскую армию. Да и с соседями – Канадой и Мексикой – ни за территории, ни за пограничные реки-озера Вашингтон воевать не намерен. И уж тем более – расширяться за их счет (правда, в XIX веке американцы, захватив половину Мексики, увеличили площадь своей страны на целых две трети).
Именно подобный вариант «свободно или добровольно присоединившихся территорий» вполне могла бы в отношении непризнанных государств на постсоветском пространстве использовать Россия. Если уж так Москве не хочется окончательно портить отношения с «готовым к конструктивному сотрудничеству» Западом.
Мне много раз доводилось беседовать в Вашингтоне с теми, кто в Соединенных Штатах определяет внешнюю политику, и ключевым моментом для всех них являлась важность не расширения территории страны, а планомерной подготовки из других стран людей, если не напрямую работающих на США, то как минимум невраждебно к Америке относящихся. Как-то в Институте международного образования (IIE) в Вашингтоне мне показали карту, на которой высвечивались 54 страны, в которых в тот момент у власти находились президенты и премьеры, как минимум по разу побывавшие в Америке на тех или иных программах подготовки. То есть фактически в каждой третьей стране мира на вершине государственной власти был «невраждебно настроенный» (как минимум) к Соединенным Штатам человек.
А ведь есть еще вторые-третьи-десятые лица во многих странах, которые обучались в той или иной форме в США. Бывший 10 лет президентом Индонезии Бамбанг Юдойоно показывал мне в Джакарте стразу шесть (!) дипломов об обучении на разных программах (все они – военные) именно в США. Чего тогда удивляться тому, что у Америки при всех ее проблемах и напастях со стороны союзников (пусть и в основном вассалов) их полным-полно, а у России – только собственные армия и флот?
Ведь побежали после распада СССР в НАТО и ЕС постсоветские страны прежде всего потому, что не видят до сих пор ни одной надежной структуры «под Россией» (да и «под Китаем»), которые бы отвечали их что государственным, что чисто человеческим интересам. Поэтому Соединенным Штатам и нет смысла расширять свою территорию. Зато важно, чтобы верхние эшелоны власти в других странах мира работали только на них (и Россия здесь – не исключение). А в таком случае и те же «чужие» деньги, и природные богатства, и прочее само попадает в конечном итоге к американцам – без всяких войн, жертв из числа собственных военнослужащих и присоединения заграничных территорий.
комментарии(0)