На фото Митрополит Екатеринбургский и Верхнетурский Евгений (Кульберг). Фото сайта ekaterinburg-eparhia.ru
В Русской православной церкви крепнет движение против разделения граждан по признаку наличия QR-кода о вакцинации и иммунизации. Если раньше этот протест носил иррациональный и конспирологический характер, то сегодня он обрел трибунов, выступающих с достаточно рациональной аргументацией. Вождь конспирологического антиваксерства Сергий Романов осужден на 3,5 года, его ждет еще обвинение в экстремизме. Ближайшие сподвижники Романова рассеяны по монастырям, кое-кто также попал в СИЗО. Однако «движение сопротивления» вовсе не подавлено, как, возможно, рассчитывали политические кураторы церковной жизни.
Митрополит Екатеринбургский и Верхнетурский Евгений (Кульберг) выступил со своеобразным манифестом, в котором заявил, что цифровизация в области здравоохранения приобрела характер квазирелигии. Таким образом, иерарх, в епархии которого не так давно развивалась драма антиваксерского «сергианства», косвенно вступил в полемику с председателем Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополитом Иларионом (Алфеевым). Алфеев окормляет церковную дипломатию, ведет с обществом еженедельный диалог в эфире главной государственной телекомпании, руководит теологическим образованием и пишет музыку. По сути, он – второе лицо в РПЦ после патриарха Кирилла. Иларион регулярно обрушивается на антиваксеров, а совсем недавно обвинил противников прививок в том, что они льют воду на мельницу злопыхателей из-за рубежа. «За пределами нашего отечества есть такие силы, которые заинтересованы в том, чтобы мы все постепенно повымирали и нашу землю можно было забрать», – говорил Иларион в начале декабря. И вот такому человеку бросил вызов иерарх с Урала, который всего-то год руководит Екатеринбургской епархией. Впрочем, Кульберг также занимает должность председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Еще Евгений, как и Иларион, входит в Высший церковный совет РПЦ.
«Мы наблюдаем, как то, что должно оставаться в границах медицины, науки и администрирования, начинает превращаться в квазирелигию, – написал митрополит Евгений в своем Telegram-канале. – Нам говорят, что сопротивление вакцинации обрело характер оккультизма. Но точно так же на совершенно религиозных, а не научных постулатах зиждется и употребление QR-кодов». Он пишет о том, что наука все время находится в поиске, и нельзя тех, кто сомневается в ее выводах на текущий момент, огульно объявлять врагами здравого смысла. «Чиновники Минздрава и Роспотребнадзора – не святые отцы. Одного авторитета мало. Надо взять на себя труд и объяснить», – считает митрополит.
«А из QR-кодов делают очередную квазирелигию. Код стал аналогом крестика для христианина и обрезания для иудея – символом Завета, принадлежности к избранному народу. Его употребление совершенно ритуально. Сама форма удобна и не внушала бы страха, если бы основывалась на прозрачной, понятной и научной логике. Но так ли это? QR-код обозначает, что его обладатель вакцинирован? Нет. И далеко не все вакцины дают право на его получение. Обладатель кода не опасен или защищен? Нет, вакцинированные могут болеть и переносить вирус. 11 из 16 заразившихся штаммом «омикрон» в нашей стране были вакцинированы. Есть антитела? Нет. И по поводу антител ученые до сих пор спорят», – рассуждает Кульберг.
Он сетует на то, что на почве вакцинации и цифровизации в обществе растут разделение и агрессия: «Общество расколото. И впервые, пожалуй, со времен Гражданской войны расколото по-настоящему. Столкнувшись с квазирелигией «антиваксеров», власть выдвинула не науку, а противостоящую QRелигию». «Я не против вакцин или технических новшеств. Вакцины могут быть живительны, а коды безопасны. Я против того, чтобы эти явления облекались в религиозные одежды», – заключает Кульберг.
Напомним, что Екатеринбургский митрополит противостоит «ковидобесию», как называют комплекс мер по борьбе с пандемией коронавируса самые радикальные ковид-диссиденты, некогда прогремевшие в Екатеринбургской епархии не только словом, но и делом. 8 июля, когда в России была очередная вспышка заболевания, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил об отмене традиционного шествия верующих на Царские дни, посвященные годовщине расстрела Николая II. Митрополит Евгений заявил в ответ: «Традиция народного шествия от храма на Крови до Ганиной Ямы переросла рамки так называемых мероприятий и стала для десятков тысяч людей священной. И нынче люди пройдут по святому пути – это очевидность. В нынешней эпидемической ситуации не может быть идеальных решений. Каждый самостоятельно находит баланс между мужеством и страхом, ответственностью и смелостью, осторожностью и дерзновением. Я однозначно пойду!» Крестный ход cостоялся, и в нем принял участие митрополит, однако власти предпочли сделать вид, что ничего не было. Демарш Евгения показал, что РПЦ пытается балансировать на грани лоялизма и самостоятельности.
Вот и нынешнее выступление Кульберга вовсе не означает, что его шаг не просчитан и не согласован с высшим руководством РПЦ. Как уже было сказано, Евгений хоть и уступает в аппаратном весе Алфееву, но не настолько, чтобы его мнение не было услышано. Оно уже услышано церковным народом и широко расходится по социальным сетям.
Если мы бросим взгляд еще выше, то мнение патриарха Кирилла по проблеме «QRелигии» удивляет некоторой противоречивостью, которую можно счесть не совсем успешной попыткой балансирования на грани административной границы и снискания популярности у простых верующих, настроенных негативно к вакцинации и «кодизации». Из последних заявлений патриарха: не надо опасаться заразиться в храме, там действует благодать Божия и принимаются санитарные меры. А ведь весной 2020 года глава РПЦ с той же убежденностью говорил, что спасение души возможно и вне храма. Весной уже нынешнего года патриарх заверял, что через причастие вирус не передается. В общем, из всей массы реплик и заявлений патриарха Кирилла представители разных убеждений в отношении ковида могут выбрать любое себе по вкусу.
С одной стороны, в этой противоречивости видится желание духовных лидеров воплотить в жизнь миссию, которую они же сами отстаивают на протяжении многих лет: церковь должна объединять, а не разъединять, она надпартийна и принимает в свое лоно людей самых разных взглядов. Раньше это касалось партийной принадлежности. А сегодня, когда проблема вакцинации и цифровизации превратилась в политический, а отчасти даже мировоззренческий фактор, надмирность церкви особенно важно сохранить.
С другой стороны, заочный спор двух митрополитов здорово смахивает на своеобразный раскол. Если сами священнослужители говорят о некоей гражданской войне, пока холодной, в российском обществе, то нет никаких гарантий, что это противостояние, ожесточающее множество сердец, не пройдет по самой Русской православной церкви.
комментарии(0)