Фото Reuters
От первого выступления нового канцлера Олафа Шольца перед Бундестагом ожидали программного заявления о будущей деятельности правительства. Речь состоялась, но она не нашла того отклика, на который, видимо, рассчитывали в руководстве Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Повестку перебила лидер «Зеленых» Анналена Бербок, занявшая в новом правительстве пост министра иностранных дел: сразу после окончания речи Шольца германский МИД объявил о высылке двух российских дипломатов в связи с вынесенным в тот же день приговором по делу об убийстве в Берлине чеченского боевика.
В своей вступительной речи перед Бундестагом, которая длилась час, Олаф Шольц затронул прежде всего такие темы, как борьба с пандемией коронавируса, противодействие экстремизму, в том числе антиваксерам (основным методом борьбы с пандемией канцлер считает вакцинацию). Но главной опасностью для Германии он назвал правый экстремизм. Много времени канцлер уделил энергоповороту и условиям построения экономики, свободной от ископаемых энергоносителей. Здесь упор будет делаться на инвестиции в инфраструктуру, в том числе при активной поддержке государства. Значительное внимание он уделил социальным вопросам, отметив, что повышения пенсионного возраста в Германии не будет.
В области внешней политики основной акцент был сделан на Европу и сотрудничество с Францией. США были названы Шольцем в качестве «важнейшего партнера», а американо-германское сотрудничество – «фундаментом безопасности для Германии».
Высказывания канцлера в отношении России носили достаточно жесткий характер, и даже затронутая им затем тема отношений с КНР была выдержана в более примирительном тоне. Хотя Шольц и заявил о необходимости «конструктивного диалога» с Москвой и готовности к нему немецкой стороны, но тем не менее он подчеркнул, что не будет никакой специальной немецкой восточной политики. И обосновал он это тем, что будет только европейская восточная политика. Шольц счел необходимым упомянуть ситуацию на украинско-российской границе и еще раз выдвинул на первый план высокую цену, которую Россия должна будет заплатить за агрессию.
Немецкий телеканал Art-TV подчеркивает, что «наблюдатели усматривают во внешнеполитических действиях «светофорной коалиции» значительный конфликтный потенциал». И действительно, именно в тот же день, когда Шольц зачитывал свою первую речь перед Бундестагом в качестве канцлера, в Берлине был объявлен приговор: пожизненное тюремное заключение некоему Вадиму Соколову (он же, по мнению суда, Вадим Красиков) за убийство 23 августа 2019 года в берлинском парке «Тиргартен» чеченца грузинского происхождения Зелимхана Хангошвили. Об этом происшествии «НГ» подробно сообщала 27 августа.
Приговор вынес Высший уголовный суд земли Берлин. И тут же решением немецкого МИДа из Берлина были высланы в качестве возмездия за это убийство два российских дипломата. Министр иностранных дел Анналена Бербок, как пишет берлинская газета TAZ, назвала это «убийством по государственному поручению», и поэтому, с ее точки зрения, оно представляет собой «тяжкое нарушение немецкого права и суверенитета ФРГ».
Дело в том, что в приговоре суда прямо говорится о «заказном убийстве» и о том, что за ним стоит Российское государство. Защита убийцы высказала сомнение в предоставленных прокуратурой суду доказательствах, основанных на показаниях двух журналистов, специализирующихся на расследованиях и документах, полученных из Украины, которые якобы доказывают связь убийцы с российскими спецслужбами.
Как подчеркивает защитник (его слова приводит газета Welt), прокуратура сама не могла точно определить, кто мог заказать убийство. Важнейшим свидетелем обвинения стал как раз предоставленный украинской стороной предполагаемый шурин убийцы, который опознал обвиняемого. Свидетель и назвал его якобы настоящее имя – Вадим Красиков – и заявил, что тот – высокопоставленный офицер российских спецслужб в чине полковника. Поэтому газета Berliner Zeitung, ссылаясь на защиту, утверждает, что у прокуратуры нет весомых доказательств личности убийцы и причастности к убийству Москвы.
Посол России в Берлине Сергей Нечаев назвал решение суда «политически мотивированным», а российский МИД обещал ответные меры. Понять посла можно, поскольку судья, выносивший приговор, даже официально сказанные слова российского президента Владимира Путина о том, что убитый является «бандитом», интерпретировал в пользу обвинения. А Россия, по сути, обвинена в проведении политики государственного терроризма. Как отмечает государственное немецкое информационное агентство Deutsche Welle, на скамейке обвинения в процессе об убийстве в Тиргартене сидел российский гражданин, «но обвинены были также президент Путин и Российское государство».
Встает вопрос: не много ли совпадений, случившихся в день «тронной речи» нового канцлера?
Несомненно, немецкие суды независимы и вынесение приговора в день выступления Шольца могло быть случайным совпадением. Ожидал ли сам Шольц и готовившие его выступление такого эффекта? Скорее всего нет, поскольку эффект произвел скорее не приговор, а действия немецкого МИДа. Ведь Анналена Бербок своим решением о возмездии России, по сути, «украла у Шольца столь тщательно готовившееся шоу». Теперь на первых полосах газет не интересные идеи канцлера по переустройству Германии, а высылка российских дипломатов.
комментарии(0)