Фото Reuters
Энергетический баланс мира имеет свойство постоянно расширяться за счет добавления новых источников энергии. Его расширение происходит по мере технического прогресса и овладения человечеством все более эффективными источниками энергии. Например, от дров перешли к углю, от угля – к нефти и газу.
Стремление получать больше энергии за счет использования меньшего количества энергоносителей дает экономический эффект и способствует развитию экономики. Однако важно отметить эволюционный путь развития использования источников энергии до настоящего времени. Именно эволюционный характер процесса, более выгодное использование нового вида энергии, а также истощение старых источников энергии обычно характеризовали предыдущие этапы энергоперехода.
В настоящее время энергетический переход приобретает другие черты. Основной его особенностью стал насаждаемый неэволюционный характер внедрения новых источников энергии, часто сопровождаемый политическими процессами в обществе, приобретающими агрессивный характер. Собственно, об этом говорили и представители нефтяной отрасли на недавнем Международном нефтяном конгрессе в Хьюстоне.
Ярким примером может служить внедрение в энергетический баланс нетрадиционных или возобновляемых источников энергии (ВИЭ), начавшееся примерно десятилетие назад. Рентабельность использования данных источников энергии уступает использованию традиционных источников энергии, требует субсидирования из бюджетов и законодательной поддержки. Именно поэтому уголь, нефть и газ на сегодняшний день продолжают занимать основную долю в энергетическом балансе мира.
Несмотря на явный проигрыш в рентабельности, попытки перевести энергетику на использование ВИЭ продолжаются и оправдываются необходимостью противостоять происходящим климатическим изменениям. Изменения климата на Земле происходят по разным, не до конца изученным причинам, однако участники недавнего саммита в Глазго COP26 однозначно приняли, что изменения происходят по антропогенной причине.
Впервые международное сообщество признало, что ископаемые виды топлива являются основной причиной изменения климата, и высказались за прекращение «неэффективного субсидирования ископаемого топлива». В первую очередь нападки производились в сторону использования угля, однако нефть и газ также не смогли избежать причисления к основным источникам загрязнения и повышения средней температуры на Земле.
В результате на саммите COP26 было решено постепенно сократить, но не полностью отказаться от использования угля, на чем настояли Китай и Индия, которые его активно потребляют. Промышленная ассоциация Германии назвала уступку Китаю и Индии «опасной и разрушительной для климата», предупредив о вероятном снижении конкурентоспособности немецкой промышленности, отказывающейся от использования традиционных источников энергии.
Действительно, недавно сформированная коалиция в немецком парламенте включает партию «Зеленые». Эта партия в новом правительстве возглавит Министерство внешней политики страны и вновь созданное Министерство климата и экономики. Выпущенный 200-страничный документ о коалиционном межпартийном соглашении содержит подробности об ожидаемых нововведениях, которые начнутся после вступления в должности новых министров.
В области климата к ним относятся: ускорение отказа от использования угля до 2030 года, окончательный отказ от атомной генерации, запрет на регистрацию новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в 2035 году. Природный газ планируется заменить на водород к 2045 году. Также поставлена цель добиться углеродной нейтральности на пять лет раньше, чем в целом по ЕС.
Столь амбициозные цели нового правительства можно лишь приветствовать, так как Германия может стать первой в мире страной, использующей наиболее эффективный энергоноситель – водород. Этот вид топлива в 4,4 раза эффективнее угля и в 3,5 раза эффективнее природного газа. Однако внедрение технологий использования водорода и полной замены возобновляемых источников потребует огромных инвестиций в НИОКР и инфраструктуру. Впрочем, их планируется найти в повышении конкурентоспособности за счет введения углеродного налога на импорт сырья, произведенного с использованием недостаточно чистых технологий.
Форсированный переход к новым не до конца изученным источникам энергии с отказом от традиционных источников уже привел к энергетическому кризису в Европе и Азии осенью этого года. Предъявляемые требования по прекращению инвестиций в разведку и добычу нефти и газа могут дорого обойтись конечным потребителям, оставив большинство населения без доступа к недорогой и эффективной энергии. Это, несомненно, отрицательно повлияет на характер развития всей человеческой цивилизации, толкнув всех нас на шаг назад.
При этом новые технологии еще не готовы к использованию, инвестиции в ВИЭ пока не достигли уровня, когда смогут заместить значимую часть традиционного топлива. ВИЭ технологически не могут обеспечить мир необходимым уровнем энергии. Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщило, что в 2021 году инвестиции в ВИЭ выросли в два раза, но за счет традиционных источников удовлетворяется 80% потребности мира в энергии, поэтому данных темпов явно недостаточно для отказа от нефти и газа. Однако из-за политического давления происходит снижение инвестирования в традиционную энергетику, что сразу же провоцирует дефицит топлива и энергетический кризис, хаотизируя процесс энергоперехода.
Без постепенного и естественного энергоперехода тема дефицита энергии в мире еще больше обострится, оставив большинство развивающихся экономик без доступа к дешевым энергоносителям. Производство в этих экономиках будет проигрывать конкуренцию за счет новых углеродных налогов. А подписанные под всеобщим давлением правила следования климатическим нормам закрепят складывающуюся ситуацию, обрезая будущее развитие.
Иначе говоря, текущий энергопереход полностью политизирован и экономически неэффективен. Он способствует перекосам в конкурентоспособности и призван закрепить экономическое неравенство региональных экономик. Внедрение новых источников энергии навязывается странам и отраслям директивно, что может увеличить неэффективные инвестиции и привести к более частым кризисам на энергетических рынках.
Тем не менее стремиться совершить энергопереход надо (если помнить о потеплении климата и пытаться его приостановить), но с учетом фактора доступности новых технологий и стоимости инвестиций, а не за счет развития дефицита, роста цен и падения потребления энергии. Иначе это может привести к неконтролируемому росту инфляции и падению уровня жизни населения всего мира.
комментарии(0)