Фото Reuters
Кто из европейских политиков первой величины на сегодняшний день сможет взять на себя лидерство в Евросоюзе? Этот вопрос остается наиболее актуальным для политического истеблишмента.
Казалось бы, после выборов в Бундестаг и предрешенного ухода канцлера ФРГ Ангелы Меркель наиболее вероятной кандидатурой на роль неформального лидера в ЕС становится президент Франции. Однако личность Эмманюэля Макрона далеко не во всех странах сообщества вызывает однозначно положительную оценку.
Ангела Меркель всегда отличалась стремлением находить компромиссные решения даже в наиболее острых вопросах европейской политики. Да, не всегда ей это удавалось, но в уважении к иной точке зрения ей не откажешь.
Президент Франции, напротив, известен своей прямолинейностью и склонностью к эпатажным политическим заявлениям. Чего стоит одно его высказывание «о смерти мозга» НАТО!
Европейское сообщество не привыкло к такому стилю. В Брюсселе много раз призывали к жестким решениям, но так или иначе Меркель удавалось сглаживать наиболее острые углы в европейской политике, находить компромиссы. Сможет ли Макрон сохранить существующий баланс интересов или своей прямолинейностью и склонностью к жесткой политической риторике спровоцирует новые социально-экономические конфликты?
Опасения на этот счет сегодня существуют у целого ряда ведущих европейских государств. В таком контексте показательна реакция Старой Европы на разрыв Австралией военного контракта с Францией. Напомним, так называемый кризис доверия был вызван тем, что 15 сентября Австралия, Великобритания и США объявили о создании нового партнерства в сфере безопасности – AUKUS. Соглашение, в частности, предполагает строительство как минимум восьми атомных подводных лодок по американской технологии для военно-морских сил Австралии, а также переоснащение австралийских вооруженных сил американскими крылатыми ракетами. В этой связи Канберра разорвала крупнейший контракт с Парижем на поставку подводных лодок. В ответ Франция обвинила австралийские власти в преднамеренном обмане и отозвала своих послов в Австралии и США.
На сегодняшний день ситуацию частично удалось нормализовать. Правда, на волне конфликта и, очевидно, в противовес AUKUS именно Макрон призвал к более активным контактам с Россией и скорейшему созданию автономных европейских сил быстрого реагирования без участия США и НАТО.
Показательна реакция в ЕС на французскую инициативу: большинство стран-членов встретили ее настороженным молчанием. Что же касается Восточной Европы, то там по-прежнему считают США и НАТО наиболее эффективной защитой от распространения российского влияния. Один из известных восточноевропейских дипломатов высказался так: «Мы могли бы рассказать ему, чем обернется эта политика по отношению к России… Дело тут даже не в том, что он ищет контактов с Кремлем, Меркель тоже предпринимала такие попытки, но в том, как он это делает!»
По мнению ряда источников, США также могут стать камнем преткновения на пути Макрона к европейскому лидерству. В Вашингтоне прекрасно осознают, что французский президент, в отличие от либеральной Меркель, будет гораздо менее сговорчивым по целому ряду вопросов.
Позиции главы французского государства на предстоящих в апреле 2022 года президентских выборах также нельзя считать бесспорными. У Макрона сильные соперники. Значительно вырос рейтинг правоконсервативного писателя и журналиста Эрика Земмура, оседлавшего антимиграционную и антиисламисткую повестку. Понятно, что от успехов Макрона на общеевропейском поле во многом зависит и его положение в предвыборной гонке.
В этом смысле встречу на полях G20 в Риме со своим американским коллегой французский президент сумеет записать себе в актив. На ней Джозеф Байден назвал Францию «очень ценным партнером» и даже подчеркнул, что у «Америки нет союзника более давнего и более преданного». Само собой, контракт по подлодкам никто не пересматривает, но это недоразумение (Байден так и сказал: «Я думал, что Франция в курсе») не помешает США оказывать Франции помощь в Африке и Средиземноморье. Главное же – в совместном коммюнике зафиксировано, что США признают «важность усиления европейских инициатив в сфере обороны» и считают их «сочетаемыми с НАТО». В Париже расшифровали для сомневающихся: никакого противоречия между европейской и атлантической оборонной концепцией нет. В общем, дипломатический кризис исчерпан, возрастание «стратегической автономии» ЕС обсуждено с США и не должно беспокоить европартнеров.
Стоит также отметить, что, если верить утечкам из дипломатических кругов, многие в ЕС стали прислушиваться к идеям Макрона и до его встречи с Байденом. Даже страны, ранее сомневавшиеся в инициативе Парижа по защите европейских компаний от азиатских или американских конкурентов, меняют свое мнение. Основанием, отмечают на условиях анонимности дипломаты, послужила «агрессивная протекционистская политика Китая и США». Иными словами, Макрон казался несколько радикальным, но многие его идеи, как выясняется, вполне разумны. В преддверии председательства Франции в Совете ЕС (оно начнется 1 января 2022 года) эта смена вектора весьма показательна.
В любом случае на данном этапе вопрос лидерства в ЕС после ухода Ангелы Меркель остается открытым. Эпоха меняется и для Евросоюза, и для его «несущей оси» – Франции и Германии. Сможет ли президент Франции в этой ситуации предложить новый проект для Старой Европы на мировом экономическом и политическом поле, во многом зависит как от анализа собственных просчетов, так и от выстраивания более гибкой стратегии сотрудничества. И конечно, от хода предвыборной кампании в самой Франции.
комментарии(0)