0
5885
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

16.11.2021 18:59:00

К 75-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Церковь задает христианскую модель общества

Александр Щипков

Об авторе: Александр Владимирович Щипков – советник председателя Государственной думы РФ, политический философ.

Тэги: рпц, патриарх кирилл, юбилей, вера, общество, церковь, христианская модель


рпц, патриарх кирилл, юбилей, вера, общество, церковь, христианская модель Фото Олег Варов\patriarchia.ru

75-летие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Этот юбилей дает повод задуматься не только о жизненном пути Предстоятеля нашей Церкви, но и о самой Церкви, которая в начале XXI века оказалась в новых обстоятельствах, на наших глазах перешла в новую эпоху.

Главой Церкви является Христос. В отличие от иных религиозных структур у нас Патриарх не возвышается над Церковью. В православии патриаршество является ее неотделимой и очень важной частью, поскольку легитимность Патриарха и природа патриаршей власти подтверждены Богом и апостольской преемственностью. Что такое Церковь без Патриарха, мы хорошо знаем по синодальному периоду русской истории. Это как семья без отца. В Церкви без Патриарха начинаются серьезные нестроения. И мы должны благодарить Бога за то, что Его волей в наиболее трудные для Русской Православной Церкви времена институт патриаршества был возвращен Церкви. Это помогло ей выжить в эпоху гонений и принудительного атеизма, вернуть свою историческую роль в новом тысячелетии.

Возвращение патриаршества – вершина деяний Поместного собора 1917–1918 годов – получило воплощение в лице наилучшей из возможных в тот исторический момент кандидатур – Патриарха Тихона (Беллавина). Это совпадение «необходимого с наилучшим» было, вне всякого сомнения, промыслительным для Русской Православной Церкви. Так же, как был для нее промыслителен приход в Смутное время Патриарха Гермогена, а во время Великой Отечественной войны – Патриарха Сергия (Страгородского).

Порой поставление нового Патриарха связано с переломным для Церкви периодом, когда остро ощущается дух времени, когда Церковь нуждается в верном направлении. Приход каждого Патриарха является провиденциальным событием, здесь не бывает и не может быть «случайных», «проходных» фигур. Каждый из них выполняет собственную, только за ним закрепленную миссию – хотя мы, члены Церкви, не всегда можем точно сформулировать, в чем именно она заключается, особенно пока она не завершена. Позже многое становится более отчетливым и очевидным.

В чем заключается дух нынешней эпохи для Церкви?

В том, что Церковь сегодня зримо возвращает свое место в истории и свою духовную и общественную миссию.

В новейшее время Церковь столкнулась с двумя мифами. Первый миф – атеистический. Он утверждал, что «Бога нет», а Церковь должна быть «отделена от общества». Второй миф – секуляристский, идеология которого сводится к утверждениям, что Бог «далек и неактуален», что вообще неважно, есть ли Бог, что Церковь должна проповедовать не любовь и спасение, а политические свободы и технократический Прогресс.

Если в советскую эпоху Церковь подлежала «закрытию», то есть полной ликвидации, то сегодня ее стремятся перестроить в один из секулярных институтов с некой особой «моральной» функцией. В этом проекте епископат и духовенство не уничтожают, а пытаются превратить в своего рода фракцию во всемирном секулярном парламенте. Это два варианта одной и той же антицерковной политики.

Секуляристская мифология направлена на размывание суверенитета и нравственной роли Церкви в обществе, но при Святейшем Патриархе Кирилле этот суверенитет и эта роль восстанавливаются.

Усилиями Святейшего Патриарха Кирилла мы возвращаемся к тому, что Церковь задает христианскую модель общества – экклесиологическую, кафолическую, спасительную. Это происходит потому, что любая социальность, любые земные институты для своей легитимности и для обоснования своей морали так или иначе обращаются к трансцендентному сакральному источнику – хотя и не всегда такая сакральность соотносится с исторической религией. Дело Церкви – напоминать о том, что именно соотнесение с исторической религией – для нас это православие – это путь спасения. Церковь изначально фундаментальнее любых светских институтов, поскольку по самой своей природе религиозное стоит выше социального и политического. Эту мысль Святейшего Патриарха Кирилла мы неизменно встречаем в его проповедях и книгах.

Церковь сегодня не только возвращается в национальную историю, которая без нее была бы неполной и искаженной. Она расширяет сакральную географию народа, дает возможность понять, что Херсонес и Валаам, Почаев и Соловки, Новый Иерусалим и Жировичи, Кицканы и Дивеево дают нам ощущение Дома, небесной Родины, неотъемлемой частью которой является родина земная. Земля народа – это не просто территория, это огромный сосуд, вмещающий в себя бесценный религиозный и культурный опыт поколений.

Святейший Патриарх Кирилл сохраняет тесную духовную и эмоциональную связь с народом Божиим. Это особенно ощутимо в дни народных трагедий, бедствий, болезней. На этой связи основано все духовное попечение, учительство и социальное служение Церкви, которое относится, конечно, не только к воцерковленным и верующим, но ко всем.

Церковь представляет собой особый организм, отличающийся как от государства, так и от других социальных структур и образований. Церковь олицетворяет не земные законы, но закон Духа Святого, закон Христовой любви. Без этого все земные устроения можно было бы считать возведенными на песке. С этой точки зрения Церковь является неотъемлемой и очень важной частью социального пространства. Но главной своей стороной она пребывает в той надмирной сфере, из которой вырастает и личное, и социальное, и экономическое, и политическое. И связующим звеном между этими сферами всегда выступает тот, кто в данное время несет послушание особой ответственности и выполняет патриаршую миссию. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
4686
Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Милена Фаустова

Церковь Англии накануне выборов  нового примаса

0
5553
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
4363
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
4491

Другие новости