Иллюстрация pixabay.com
Насколько можно ограничивать личную свободу, в каждом обществе решается по-своему, исходя из традиций и представлений о соотношении индивидуального и коллективного. То, как происходит борьба с пандемией коронавируса в России, демонстрирует разнобой в общественных представлениях о том, где кончается личное и начинается общее. Что неудивительно, потому как общество наше находится в стадии идеологического становления и относительно того, где и как можно ограничивать свободу индивида, еще не пришло к консенсусу. Кампания по вакцинации населения очевидным образом поставила крайне чувствительный для любого человека вопрос: «Насколько бесконтрольно со стороны государства личность может распоряжаться собственным здоровьем?» Сама жизнь заставит нас через то или иное разрешение этой частной ситуации выйти на новый уровень общественного сознания. Пока же, судя по всему, ни одна социальная страта, включая интеллектуальную, даже не ставит себе целью не только решать проблему, но даже и сформулировать ее.
Верящие в эффективность вакцинации сторонники рационального подхода рассуждают примерно следующим образом. Право распоряжаться собственным здоровьем, с одной стороны, есть несомненное право индивида. Однако, с другой стороны, как быть, если право одного человека заболеть вступает в противоречие с правом другого человека не быть зараженным этим больным человеком? Как быть, если право заболеть вступает в противоречие с общественным интересом не нанести вред общественной безопасности и экономике бесконечными ограничительными мерами вплоть до локдаунов? В конце концов, как быть с принципом приоритета профессионального подхода в решении проблем над подходом дилетантским? Не будет преувеличением сказать, что, отвечая на поставленные вопросы, эта категория граждан приходит в конечном итоге к необходимости принудительной вакцинации и непринятие такого решения властью воспринимает ее слабостью.
Сторонники приоритета личной свободы над государством постулируют: «Никто, кроме меня, не имеет права распоряжаться моим здоровьем», – и даже в период пандемии они убеждены, что их личные действия будут эффективнее действий государства. Отсюда приверженцы подобного образа мыслей весьма болезненно воспринимают любые попытки властей вводить обязательные ограничительные меры и расценивают их как вмешательство в частную жизнь гражданина.
Принципиальные противники современной российской власти в штыки принимают любые ее действия, и уж тем более ограничительного и насильственного характера, а исправлением всякого неблагополучного положения, в том числе и связанного с общим состоянием здравоохранения нынешнего пандемийного, видят смену власти на угодную им. Противники прививки от коронавируса считают ее в лучшем случае плацебо, а в худшем – причиняющей вред здоровью. Официальные структуры во всем мире поддерживают идею вакцинации населения, поэтому антивакцинаторы, не являясь в подавляющем своем большинстве специалистами в соответствующей области знания, выводы свои основывают на личных суждениях. По их мнению, все правительства, и российское не исключение, выступают в роли заговорщиков, и борьба с ковидом есть выдумка и средство достижения скрытых целей.
Нередко последние три позиции в тех или иных сочетаниях присутствуют во взглядах одного и того же индивида.
Сторонники всех представленных точек зрения вряд ли по доброй воле договорятся друг с другом, и единственный, кто способен поддерживать социально-экономический порядок в условиях общественного раскола, это власть. И от того, как она выполняет эту свою наиглавнейшую функцию, зависит успех выхода из эпидемиологического кризиса. Высшая российская власть во всех сферах жизни действует осторожно, не вмешиваясь без крайней необходимости в естественный ход событий, и ее основополагающий принцип: делать только то, чего нельзя не делать. Касательно борьбы с пандемией этот принцип находит свое воплощение в максимально возможном умиротворении групп населения, противящихся вакцинации, и ограничении личных и экономических свобод лишь в случае, если последствия бездействия грозят стать катастрофическими. Пример – фактически принудительная вакцинация отдельных групп работающего населения перед угрозой неконтролируемого развития событий. Такой образ поведения власти можно расценить как поиск опытным путем баланса между государственным насилием и личной свободой. Однако предоставление обществу возможности самому методом проб и ошибок искать точку равновесия интересов разномыслящих групп граждан чревато необязательными экономическими и социальными потерями, равно как человеческими жертвами. Не говоря о том, что власть эффективна, если она не только успешно контролирует процесс, но и должным творческим образом его организовывает.
В кампании по вакцинации творческий компонент просматривается слабо. То, что происходит в этом направлении, не носит системного характера и больше похоже на самодеятельность, нежели на основанные на некой концепции, глубоко продуманные действия. В отсутствие единого координирующего центра, занимающегося вопросами изучения общества и практического их применения, по-иному и быть не может.
Задумавшись, почему такого центра нет, мы выходит на то, что в значительной мере тормозит движение нашего общества вперед, – на пробелы в системе наших ценностей. Ценности, сплачивающие российское общество в настоящем и не позволяющие ему откатиться в прошлое, нами однозначно сформулированы и твердо приняты – это «умеренный консерватизм», патриотизм, забота о человеке. А вот ценности, позволяющие уверенно и мощно двигаться вперед, у нас находятся в стадии духовного осмысления. В России ценности творческого созидания будущего, исходя из неизбежно совместных усилий по его строительству и нашей тысячелетней традиции, будут, несомненно, ценностями коллективистского толка в той или иной мере, но вполне отчетливо ограничивающими индивидуальный интерес в пользу интереса ближнего. В какой степени ограничивающими, судя по возникшей в процессе вакцинации неопределенности, не вполне понятно. Государство есть плод коллективных усилий народа и власти. И тот достоверно выявленный кампанией по вакцинации факт, что огромная часть граждан с существенным недоверием относится к государству, свидетельствует о его недостроенности в представлении этих граждан, равно как и о недостаточности усилий власти по части совместного с обществом его выстраивания.
комментарии(0)