Фото Reuters
Пока мировые лидеры беседовали о своем, только им понятном, в Риме на саммите «большой двадцатки», а потом продолжили столь же малопродуктивные дискуссии в Глазго на ооновском мероприятии по климату, президент Мексики (ни в том, ни в другом политическом сборе не участвовавший) озвучил то, что побаиваются произносить главы всех без исключения ведущих держав (кроме, может быть, президента России).
А именно: все беды современного человечества идут не от потепления климата и не от гендерных квот в международных организациях, а от господства неолиберализма практически при принятии всех важнейших решений – как в политике, так и в экономике. Лопес Обрадор и раньше давал понять, что современный мир идет «куда-то не туда», потому что выбранный им путь явно ошибочен и, по сути, тупиковый. Но два его последних выступления показали, что за изменение нынешнего положения дел он готов бороться – и не только в Мексике.
Сначала Обрадор раскритиковал крупнейший и самый влиятельный государственный университет в стране – УНАМ за то, что его преподаватели «склонны навязывать студентам неолиберальные ценности и уводить их от понимания реальных проблем, стоящих перед миром». С учетом того, что университет этот считается кузницей кадров для верхушки мексиканского политического класса (плюс обучение в нем бесплатно в отличие от элитарных частных вузов страны), неолиберальные догмы, внушаемые там профессорами и доцентами, по мнению мексиканского руководителя, наносят государству немалый ущерб.
А затем пришел черед назвать виновных и во всех остальных проблемах современного человечества. Выступая в штате Кампече, Обрадор заявил, что «феминизм и экологизм – это продукты неолиберальных теорий, которые навязываются людям, чтобы отвлечь их внимание от продолжающегося грабежа мира горсткой бессовестных правителей»: «Какую пользу приносит неолиберализм вам, простым гражданам? На самом деле он пропагандирует воровство, но зато людям якобы предоставляются новые права: появились феминизм, экологизм, зашита прав человека, защита жизни животных и тому подобное. Звучит все это благородно, но все это ширма, за которой продолжается коллективное ограбление мира богатыми. Зато никто не борется с социальным и экономическим неравенством, и вопросы эти – в стороне от мировых дебатов. Все молчат о коррупции, эксплуатации людей, расизме, угнетении бесправных».
Чем же вызвана столь жесткая критика существующего нынче миропорядка со стороны мексиканского руководителя, который и раньше не был замечен в особой любви ни к капитализму, ни к его нынешним, навязываемым извне формам проявления? Думаю, что основных причин здесь три, и каждая из них по-своему символична именно для президента крупнейшей в мире испаноязычной страны (137 млн жителей). Который, кстати, сравнительно недавно потребовал от Испании и католической церкви извинений за 300-летнее «насилие над народами Америки» после прибытия туда конкистадоров из Нового Света.
Так вот, президент Мексики мало того что не принадлежит к политическим элитам и классическим партиям (свою собственную – причем новую – под названием «Морена» он создал фактически сам), но и был реально избран большинством мексиканского народа. У него есть в распоряжении шесть лет, чтобы изменить, как он считает, страну к лучшему, и у него нет ни второго, ни третьего для этого срока, ни обнулений с продлениями. Поэтому он действует здесь и сейчас – а там уж как получится.
В понимании Обрадора все ныне существующие в мире богатые (не только отдельные личности, но и страны) – это неолибералы, а бедные – это все те, кто от них страдает. К примеру, те же «борцы в защиту экологии» активно препятствуют прокладке железной дороги в штате Кампече, и, как считает Обрадор, проплаченные иностранными державами индейские вожди именно поэтому препятствуют ведению работ в сельве.
«Иностранные правительства и организации, включая международные, открыто финансируют местных экологов, чтобы те не давали стране развиваться. А сами в это же время грабят природные ресурсы нашей страны. Многие из них получают деньги на этот саботаж от посольства Соединенных Штатов в Мексике». Вам эти слова ничего не напоминают?
Вторая причина – Обрадор хочет, чтобы его дело и после завершения пребывания во власти было в Мексике продолжено его сторонниками. Это касается и преследования бывших президентов страны по обвинению в коррупции, и возвращения по возможности в руки государства природных ресурсов страны, розданных в пользование иностранному бизнесу. Это и запуск процесса более справедливого распределения национального богатства, которое ныне сконцентрировано в руках небольшой группы сказочно состоятельных людей, но рядом с которыми живет в отчаянной бедности более половины населения страны.
И наконец, Обрадор всегда считал, что лучшая внешняя политика – внутренняя. Обвиняя творцов миропорядка, созданного ведущими западными державами, в несправедливости и узурпации подлинных интересов рядовых граждан не только Мексики, но и других государств, он обращается прежде всего к своим согражданам. Ему по большому счету все равно, что о нем подумают правозащитники, какая-нибудь неправительственная структура, занимающаяся гендерным равенством, или экологистка-активистка из Швеции. Ему важно, чтобы его поняли сами мексиканцы. А уж он им доходчиво объяснит, что в мире сегодня делается ошибочно и кто в этом виноват. Обрадор не желает, чтобы в ведущих мексиканских вузах готовили новых неолибералов и глобалистов. Как ему не нужны и десятки феминистских групп и толпы борцов – сторонников зеленой энергетики. Он и поездки на все эти G20 и сессии ООН считает пустой тратой времени. Потому как пока не поменяется сам политический нарратив существующего ныне общественного строя в глобальном масштабе, улучшения жизни обычных граждан, не участвующих в борьбе за главенство в мире стран, даже в отдаленной перспективе ожидать бессмысленно.
комментарии(0)