Фото сайта duma.gov.ru
Бурно дискутируемое назначение послом РФ на Кабо-Верде, или Островах Зеленого Мыса (ОЗМ), бывшего прокурора Крыма и депутата Госдумы Натальи Поклонской благодаря усилиям ряда СМИ свелось к одной и той же теме. А именно: то ли это «почетная ссылка», то ли какие-то оплачиваемые государством «тропические каникулы», которые своей бескомпромиссной позицией и по Крыму, и в Москве Поклонская явно заслужила.
В связи с этим хотел бы обратить внимание на несколько принципиальных моментов, которые при подобном назначении то ли вовсе не учитывались, то ли все сделано именно умышленно. А также отмечу явное «территориальное невежество», продемонстрированное журналистами насчет «задворок российской дипломатической службы» посреди Атлантического океана.
Начну с того, что назначение послом бывшего заметного в российской власти человека – чисто политическое. В последние годы такие назначения в России можно пересчитать по пальцам одной руки, но нынешнее – явление уникальное, и грозит оно (по самым скромным оценкам) большой головной болью прежде всего верховному российскому руководству. В чем же дело?
Проблема в том, что Поклонская находится под целым набором санкций со стороны стран ЕС, США, Канады, Японии и ряда других государств. При этом ей запрещен въезд в эти страны, и соответственно с ней их представители в той же Москве если и общались, то по минимуму. Никто подобные санкции не отменяет, и они, естественно, будут применимы по отношению к новому послу РФ на Островах Зеленого Мыса со стороны не только вышеупомянутых государств, но и их послов в столице страны городе Прайя.
Помимо этого правительство Украины (если уж Москва признает эту территорию независимым государством, то подобные демарши надо было просчитывать заранее) напомнило «мировому сообществу», что Поклонская обвиняется в целом наборе «нарушений украинских законов» и подлежит за это чуть ли не уголовному наказанию. Киев призывает все страны, которые внесли нового российского посла в санкционные списки, содействовать ее наказанию согласно украинским законам.
Пока бывший прокурор Крыма работала в Москве, на подобные протесты и угрозы со стороны украинских властей можно было не обращать внимания. Но теперь, мягко говоря, неприятностей (и это в лучшем случае) российскому новоявленному послу в Прайе все это может принести немало. То, что Киев будет эту тему по полной программе педалировать, не вызывает сомнений, и по этой причине (а также многим другим) работа российского, и так малочисленного, посольства в этой стране может быть просто парализована.
Теперь о реалиях самих Островов Зеленого Мыса, о которых столь активно пишущие о назначении Поклонской в эту страну мало что знают. В Прайе всего 13 иностранных посольств и 16 консульств (большей частью – почетных), включая представительство Евросоюза. Многие из них – государства, которые ввели против Поклонской личные санкции и соответственно вряд ли станут с ней общаться и встречаться по своей дипломатической работе.
С учетом же того, что Прайя – город маленький, традиционно все послы там – своего рода одна большая семья, которая собирается не только на национальные дни своих стран, но даже на дни рождения и прочие малозначащие в дипломатическом мире мероприятия. Сами делайте вывод, кто будет на таком чисто «народно-дипломатическом» уровне общаться с российским представителем и будет ли такое общение для нее вообще доступно (знание португальского языка я даже не упоминаю).
А вот весьма странные заявления журналистов о том, что Кабо-Верде – некая «африканская забытая богом дыра» для политической ссылки, говорят лишь об отсутствии знаний о реальном положении дел. Как раз наоборот: ОЗМ – самый важный и самый «кадрово-контактный» пост в российской дипломатической иерархии. В плане связей, решения практически любых вопросов в Москве ничего более важного и «много чего по карьерной лестнице обещающего» в посольской системе РФ, пожалуй, не найти. Почему?
Дело в том, что через остров Сал летят в заграничные вояжи руководящие лица России. От президента страны до главы Русской православной церкви. На Сале, где расположены основные курорты страны и куда в день даже в условиях пандемии приземляются по 10–15 забитых европейскими туристами лайнеров, российские спецборты не только заправляются перед дальнейшим вылетом в Южную и Центральную Америку (и на обратном пути), но и их высокопоставленные пассажиры, как правило, несколько часов отдыхают в пятизвездочных отелях, купаются в океане, загорают…
Так вот, отвечать за подобный отдых – как раз задача посла РФ в Кабо-Верде. Он организовывает и отели, и прием, и все остальное. Соответственно он лично общается со всеми российскими первыми лицами, причем в неформальной, приватной обстановке. И у такого посла контактов и возможностей решить одним звонком массу проблем, не решаемых никак иначе, на порядок больше, чем у любого депутата, министра, не говоря уже о рядовых гражданах. Так что с этой точки зрения попасть послом на Кабо-Верде для дальнейшего карьерного роста более чем выгодно (не говоря уже о прекрасном климате, 340 солнечных днях в году и прочих благах тропической океанской идиллии).
Остается дождаться дальнейшего развития событий. 17 октября в Кабо-Верде состоятся президентские выборы. Прежний президент пробыл на посту два срока и теперь намерен закончить написание книги своих стихов. Его сменщик (хотя реально правит страной премьер-министр, но и президентская власть весьма влиятельна) может к подобному назначению российского посла в страну отнестись совсем не так, как его предшественник. Тем более что не было такого в мировой практике явления, чтобы в одной маленькой стране посол очень большой страны был нежелательной персоной не государства пребывания, а совсем иных, но слишком влиятельных в мире стран.
комментарии(0)