0
4165
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

20.09.2021 18:22:00

Твердый фактор «мягкой силы»

Почему не происходит качественного скачка в увеличении привлекательности российских университетов

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник РАНХиГС.

Тэги: вуз, высшее образование, университет, образование, наука


вуз, высшее образование, университет, образование, наука Графика freepik.com

Институт политики в области высшего образования (Великобритания) опубликовал на днях ежегодный Индекс «мягкой силы» (Soft-Power Index), который подсчитывает, сколько действующих мировых лидеров получили высшее образование за рубежом и в каких странах, и на этом основании строит страновой рейтинг «мягкой силы». В 2021 году среди действующих мировых лидеров – монархи, президенты и премьер-министры – учились за рубежом 357 человек. Среди них получили образование: в США – 65 человек (1-е место в рейтинге «мягкой силы»); в Великобритании – 57 (2-е место); во Франции – 30 (3-е место) и в России – 10 мировых лидеров. Почетное 4-е место Россия разделила с Австралией, где получили образование также 10 мировых лидеров.

Впервые Индекс «мягкой силы» был опубликован Институтом политики в области высшего образования в 2017 году. Составители индекса в своих расчетах учитывали данные только по странам-членам или наблюдателям при Организации Объединенных Наций, то есть всего по 195 странам. Поэтому Палестина была включена в расчеты, а Тайвань, Северный Кипр – нет. Если в стране несколько лидеров, например монарх/президент и премьер-министр, то включались все.

Важно отметить, что в Индекс «мягкой силы» вошли только обладатели высшего образования, полученного по очной форме за рубежом. Так, не вошла в рейтинг королева Елизавета, которая является главой 16 государств, но никогда не училась в университете.

Высшее образование, полученное дистанционно за рубежом, не рассматривалось, поскольку, по мнению составителей рейтинга, любые прямые выгоды от дистанционного обучения в контексте «мягкой силы» меньше. На этом основании в рейтинг «мягкой силы» не вошел президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва. Транснациональное образование было исключено по тем же причинам, поэтому в рейтинг не вошел премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед, который получил степень магистра в партнерском Университете Гринвича (Великобритания) в Эфиопии.

Отдельные мировые лидеры получили образование более чем в одной стране за рубежом, что также учитывалось в итоговых показателях для более чем одной страны. Например, правящие монархи Бахрейна (шейх Хамад бин Иса Аль Халифа); Бельгии (король Филипп); Бутана (Джигме Хесар Намгьел Вангчук); Монако (принц Альберт II) и Тонга (король Тупоу VI); президенты Египта (Абдель Фаттах ас-Сиси), Ирландии (Майкл Хиггинс), Намибии (Хаге Гейнгоб), Нигерии (Мухаммаду Бухари), Сьерра-Леоне (Джулиус Маада Био) и Танзании (Самия Сулуху Хассан), а также премьер-министры Гайаны (Марк Филлипс), Иордании (Бишер Аль-Хасауна), Сербии (Ана Брнабич) и Сингапури (Джулиус Маада Био) и др.

Интересно выглядит динамика Индекса «мягкой силы» за пять лет. Великобритания потеряла позиции лидера в 2018 году, США уверенно увеличивают число своих иностранных выпускников на высших постах государственной власти; Франция – постепенно теряет и Россия – сохраняет свои позиции на одном уровне.

По мнению составителей рейтинга, Индекс «мягкой силы» необходимо дополнять другими показателями, прежде чем делать окончательные выводы о глобальном влиянии страны. Но в целом абсолютное большинство экспертов в области публичной дипломатии согласны, что образование играет важную роль. Так, в докладе Российского совета по международным делам «10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России» особо отмечается, что «образование – основополагающий элемент «мягкой силы» любой страны и одно из четырех базовых направлений публичной дипломатии. А предлагаемые государством образовательные программы для иностранных студентов – важнейший инструмент системы публичной дипломатии…».

Подготовка зарубежных элит еще с советских времен занимала значительное место во внешней политике СССР и потом в новой России. Во всех концептуальных документах внешней политики она рассматривается как условие обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира.

В российских вузах, по данным статистики, по очной форме в 2019 году обучалось около 320 тыс. студентов из 200 стран мира, из них более половины граждане стран ближнего зарубежья. По общей численности иностранных студентов Россия занимает 6-е место в мире, ее опережают США, Великобритания, Канада, Китай, Австралия и Франция.

Приходится констатировать, что федеральные инициативы – приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», федеральный проект «Экспорт образования» национального проекта «Образование», проект «5–100» – начиная с 2017 года не привели к качественному скачку в увеличении численности иностранных студентов. В отчете Счетной палаты РФ это обстоятельство связывается с существованием «барьеров для активной интернационализации деятельности вузов – участников проекта «5–100». Эти барьеры могут быть связаны как с общим низким уровнем привлекательности российских университетов на мировом рынке высшего образования, так и с наличием ряда административных, правовых и экономических барьеров для привлечения перспективных иностранных студентов, преподавателей и научных работников».

К числу существенных ограничений аудиторы отнесли низкий уровень электронной интернационализации университетов в международном онлайн-пространстве. По их мнению, «именно англоязычные сайты становятся для университетов основным инструментом для коммуникации с зарубежными целевыми аудиториями, продвижения образовательных программ, мероприятий и результатов научной деятельности». Приходится констатировать, что англоязычные версии сайтов университетов остаются «больным местом», менее заполненными в абсолютном большинстве случаев являются разделы «Выпускники» и «Карьера», хотя именно они «являются критически важными для потенциальных иностранных студентов и их родителей, а также для уже обучающихся в вузах зарубежных студентов, исследователей, выпускников».

Сейчас по факту федеральные инициативы в области экспорта образования свернуты. Им на смену пришла программа «Приоритет-2030», в которой вопросы экспорта российского образования, как и показатели по численности и доле иностранных студентов, включены в вузовские программы развития. То есть, по сути, были переданы с федерального на вузовский уровень.

Возвращаясь к Индексу «мягкой силы», хотелось бы отметить, что, несмотря на устойчивые позиции России в течение последних пяти лет в рейтинге и почетное четвертое место, результаты этого успеха принадлежат советской системе образования и государственной политике в области подготовки зарубежных элит тех лет. Поскольку большая часть из 10 мировых лидеров заканчивали еще советские вузы. Как изменится расстановка сил в Индексе «мягкой силы» в будущем, решается сейчас. Поэтому как никогда необходима государственная поддержка экспорта российского образования и политической воля.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Гонка за приз под названием ЕГЭ

Гонка за приз под названием ЕГЭ

Наталья Савицкая

Кого нужно поощрять за выдающиеся результаты в образовании

0
2759
Лукашенко велел ценам не скакать

Лукашенко велел ценам не скакать

Дмитрий Тараторин

Глава Белоруссии сделал важные кадровые назначения и рассказал, как бороться с "размазней"

0
3573
Без «долой!» и «ура!»

Без «долой!» и «ура!»

Дарвиновское учение, как и любая научная теория, требует взвешенного подхода

0
739
Материальный фундамент фундаментальной науки

Материальный фундамент фундаментальной науки

Игорь Броневой 

0
22370

Другие новости