Фото сайта mil.gov.ua
В то время как Россия, завершив маневры «Запад-2021», отводит свои войска от восточных границ НАТО и Украины, Киев при участии подразделений США и Североатлантического альянса вблизи границ с Крымом и в Донбассе развертывает целую серию военных учений. Сейчас в южных областях страны стартовали военные маневры «Нерушимая устойчивость», которые продлятся до субботы. А их продолжением станут начинающиеся на следующей неделе стратегические командно-штабные военные маневры «Объединенные усилия – 2021». Средств на отработку учебно-боевых задач командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) не жалеет. И это объяснимо. На обеспечение обороны и безопасности Украины сейчас идет каждая пятая гривна от всего бюджета страны, или 5,93% ее валового внутреннего продукта (ВВП).
И в ближайшие годы такая тенденция сохранится. Как сообщил на днях премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, правительство страны на оборону и безопасность предлагает выделить в будущем году 319,4 млрд грн (10,98 млрд долл.), что составит 5,95% ВВП. Это более чем на 52 млрд грн больше, чем в 2021 году. Это будут рекордные военные расходы Украины за всю ее постсоветскую историю. И, конечно же, их увеличение достигается за счет урезания других, в том числе социальных, статей бюджета. Напомним, накануне кабинет министров Украины одобрил и направил на рассмотрение Верховной рады проект государственного бюджета на 2022 год с дефицитом 3,5% ВВП.
5,95% ВВП – это не все, что Украина готова тратить на армию. К обозначенным суммам надо добавить военную помощь, которую оказывают Украине США и другие страны НАТО. Скажем, в 2022 году только США планируют ее в размере 481,5 млн долл. – солидная прибавка к увеличению военного потенциала Украины. Тем более Вашингтон и ранее оказывал Киеву поддержку в военном плане. Только в нынешнем году бывшая советская республика получила 400 млн долл., а за последние шесть лет, по официальным данным, США оказали Украине военную помощь на 2,5 млрд долл.
Это только финансы. А ведь кроме этого Пентагон организовал поставки Вооруженным силам Украины военных катеров и кораблей, средств связи и разведки. И как не раз было с сожалением отмечено в экспертном сообществе – это и передача Киеву вооружений поражающего действия. Украина начала получать противотанковые комплексы Javelin, которые можно рассматривать как наступательное оружие. При этом настораживает активность Турции, которая обязалась помочь Украине наладить производство новых видов вооружений – военных кораблей, ракет, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и т.п.
На днях главком ВСУ генерал-лейтенант Валерий Залужный заявил, что в 2021–2022 годах Украина планирует закупить еще четыре комплекса турецких беспилотников (БПЛА) Bayraktar TB2. Известно, что в настоящее время Киев располагает двумя такими комплексами (то есть 12 беспилотниками). Нельзя скидывать со счетов, что эти ударные БПЛА – эффективное наступательное оружие. И на днях его действие было продемонстрировано в Донбассе, когда небольшой пластмассовый БПЛА разбомбил хранилище с горюче-смазочными материалами. А в России хорошо помнят, как ранее генерал Залужный заявлял о том, что хотел бы «проехать на танке по Красной площади и по Арбату». К слову сказать, оппоненты Москвы в «милитаристских» планах обычно обвиняют руководство России. Но заметим, что, к примеру, в бюджете РФ на 2022 год расходы на оборону и безопасность и правоохранительную деятельность заложены в размере 4,5% от ВВП. В абсолютных цифрах это, конечно, значительная сумма. Но в относительном выражении она гораздо меньше финансовых показателей, которые определила для себя в бюджете на будущее Украина.
При этом из уст военно-политического руководства Украины постоянно звучат заявления о территориальных претензиях к РФ. Президент Владимир Зеленский не раз сообщал, что готовит план деоккупации Крыма, в том числе для этого модернизируя свою армию. Именно он в мае 2021 года издал указ, по которому в 2022–2024 годах размер расходов на безопасность и оборону Украины должен составлять не менее 5% ВВП. Но сейчас эти расходы составляют уже 6%. Важная параллель – такие относительно большие оборонные расходы в 2006–2008 годах планировал режим Михаила Саакашвили, перед тем как грузинские войска начали войну против Южной Осетии. Решится ли Зеленский на такие действия – покажет время. Но курс, направленный на милитаризацию страны, настораживает.
комментарии(0)