0
4237
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

01.09.2021 19:16:00

К чему приведет американское поражение в Афганистане

"Теория домино" проходит проверку временем

Геннадий Петров

Об авторе: Геннадий Евгеньевич Петров – обозреватель отдела международной политики «НГ».

Тэги: афганистан, американцы, демократия, экспорт, талибан, теория домино, ирак, курды, сирия, турция


афганистан, американцы, демократия, экспорт, талибан, теория домино, ирак, курды, сирия, турция На фото эвакуация американцев из аэропорта Кабула. Фото Reuters

Американцы ушли из Афганистана. Они покинули страну с минимальными потерями, без проигранных сражений, после убийства бен Ладена и еще некоторых организаторов теракта 11 сентября, но потерпели поражение. Что бы ни говорили об отличии запрещенных в РФ талибов образца 2021 года от них же 25-летней давности, это, увы, не отменит очевидного факта: очередная попытка вытащить Афганистан из средневековья, как и все предыдущие, окончилась крахом. В битве цивилизации и дикости, прошлого и настоящего, римского права и родоплеменных понятий о справедливости победили дикость, прошлое и понятия.

Джозеф Байден вот уже второе свое телеобращение подряд уверяет, что не больно-то и хотелось американцам нести афганскому народу демократию и прогресс. Но его слова не убеждают. Ведь президент США перечеркивает сказанное его предшественниками, Джорджем Бушем-младшим и Бараком Обамой. Российское телевидение – и не оно одно – по этому поводу уже злорадно отсмеялось. Байден заявляет, что США не собираются и не собирались заниматься экспортом демократии, будто забыв, сколько миллиардов долларов было потрачено на проект создания нового Ближнего Востока, сколько было подведено теоретических обоснований под эти траты, сколько было сказано о том, что терроризм не будет побежден, пока Афганистан и Ирак не будут модернизированы.

«Мы хотим заложить фундамент демократии для будущих поколений афганцев», – говорил в 2008 году Джордж Буш-младший во время своего визита на авиабазу Баграм. Тогда эти слова даже предлагали увековечить в камне. К счастью, не увековечили.

Теперь в США и не только применительно к афганским событиям чаще вспоминают о другом событии прошлого – войне во Вьетнаме. На всем ее протяжении в прессе и среди политиков была популярна «теория домино». Ее суть заключалась в том, что из Вьетнама нельзя ни в коем случае уходить, так как это повлечет за собой целую череду падений некоммунистических режимов в Юго-Восточной Азии. Дескать, враги Америки почувствуют ее слабость, надавят посильнее – и несовершенные, далекие от европейских стандартов демократии, но лояльные США режимы региона рухнут один за одним, как поставленные в ряд костяшки домино. В эту теорию верили отнюдь не только американские «ястребы», но и, например, товарищ Ким Ир Сен. В 1960-е годы он потратил немало усилий, чтобы разжечь пламя партизанской войны в Южной Корее. Ничего не получилось. Потребовалось немало лет, прежде чем северокорейский вождь осознал, что южнокорейцы не стремятся жить под его властью, и прекратил диверсии и атаки в отношении Юга.

«Теория домино» показала свою полную несостоятельность. Кроме Вьетнама коммунисты пришли к власти только в Лаосе и Камбодже, где гражданская война шла и до падения Сайгона в 1975 году. Сторонники «теории домино» слепо проецировали индокитайскую ситуацию на другие страны региона – Южную Корею, Тайвань, Филиппины, Индонезию, Малайзию, Бирму, Таиланд. Там вроде все было, в общем, схоже с Южным Вьетнамом, но отличалось в деталях, в которых всегда и кроется дьявол уязвимости умозрительных прогнозов.

События в Афганистане тоже породили страхи, заставляющие вспомнить о дискредитированной «теории домино». Высказываются предположения, что после победы талибов испытанию на прочность будут подвергнуты бывшие советские среднеазиатские республики, Китай с его Синьцзян-Уйгурским автономным районом, Пакистан. На арабском Ближнем Востоке, конечно, наибольшее беспокойство вызывает Ирак. Разговоры о том, выдержат ли соседи Афганистана активизацию экстремистских группировок, вдохновленных поражением американцев, носят пока сугубо теоретический характер. А вот применительно к Ираку то же самое можно обсуждать уже предметно.

Из этой страны американские войска должны уйти к концу года. В июле на встрече с премьер-министром Ирака Мустафой аль-Казыми это подтвердил сам Байден. Именно иракский пример покажет, имеет ли право на существование «теория домино» в современных условиях.

Пока все похоже на то, что Ирак для джихадистов будет более крепким орешком, чем Афганистан при Ашрафе Гани. Да, здешний клубок противоречий ничуть не менее сложен, чем афганский. Тут есть не до конца побежденное исламистское подполье. Позиции пресловутого запрещенного в РФ «Исламского государства», по мнению ряда экспертов, в Ираке сильнее, чем в Сирии. Страна в большей степени, чем Афганистан, расколота по этнорелигиозному признаку. На севере Ирака – курдская автономия, фактически независимое государство, вызывающее самим фактом своего существования страх и беспокойство властей Сирии, Ирана и особенно Турции. Во всех трех государствах – свои собственные курдские общины. Населенная арабами часть Ирака раздираема противоречиями между шиитским большинством и суннитским меньшинством. Шиитов пытается сделать своим «агентом влияния» Иран, суннитов – Саудовская Аравия. Экономика страны находится в плачевном состоянии, демократические, да и государственные институты, мягко говоря, функционируют не лучшим образом. Огрехи государственного строительства, без сомнения, дадут о себе знать в ходе всеобщих выборов, намеченных в стране на октябрь.

И все же современный Ирак – гораздо в большей степени состоявшееся государство, чем Афганистан при Хамиде Карзае и Ашрафе Гани. Отличия разительны. Местный парламент – это что угодно, но только не фикция, существующая для того, чтобы создавать нужную «картинку» западным телеканалам. И участвующие в иракских выборах политики – не междусобойчик столичных деятелей, делящих западную помощь. У этих людей свои интересы, и их власть держится отнюдь не на американских штыках. Если сокращение контингента НАТО в Афганистане сопровождалось последовательной активизацией талибов, то вывод войск США из Ирака в целом не приводил еще к восстановлению позиций «Исламского государства». Сейчас в стране находится примерно 2500 американских солдат. 15 лет назад их здесь было свыше 150 000.

Все эти соображения, конечно, внушают оптимизм и надежду, что «теория домино» и в наши дни проявит свою несостоятельность. Если же правы окажутся пессимисты, то неудаче Америки радоваться не стоит. Костяшки «домино», которые сейчас выстроились в мире, к сожалению, выстроились так, что упасть, не задев Россию, они никак не могут. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Молдавское яблоко катилось в Европу, а попало в Россию

Молдавское яблоко катилось в Европу, а попало в Россию

Светлана Гамова

На закрытый Кишиневом рынок РФ уходит большая часть республиканского экспорта

0
987
В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

Андрей Серенко

Атаки экстремистов связывают с политикой КНР в отношении населения Синьцзян-Уйгурского автономного района

0
969
Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Игорь Субботин

Противники Турции готовятся к сокращению помощи Пентагона

0
3710
Багдад опасается войны в ливанском стиле

Багдад опасается войны в ливанском стиле

Игорь Субботин

Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля

0
1771

Другие новости