Фото агентства городских новостей "Москва"
Начинается новый учебный год в прежней пандемической ситуации. Но отечественную школу от этого уже не лихорадит, она, кстати, одна из первых на официальном уровне признала, что ситуация с коронавирусом пришла надолго, и даже определила ее срок – минимум шесть лет. В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ № 115, который начинает действовать с 1 сентября 2021 года, будут изменены правила осуществления образовательной деятельности во всех школах страны.
Согласно этому приказу, запускать «электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий» школы обяжут не только в экстренных случаях, но и при угрозе их возникновения. Данный режим продлится до 1 сентября 2027 года начиная с 2021 года. То есть шесть лет.
Начало учебного года, как заявила вице-премьер Татьяна Голикова, во всех регионах России встретят в очном формате. По предварительным данным, принять детей готовы 100% всех образовательных организаций. А ранее министр просвещения Сергей Кравцов объявил, что планов перевода школ на дистанционное обучение нет и не будет. Тем не менее по мере роста заболеваемости в каждом конкретном регионе местные власти будут принимать решение о переводе школ на дистанционный формат обучения в индивидуальном порядке.
Ситуация во всех регионах разная. В Центральном и Северо-Западном федеральном округах смертность от COVID-19 пошла на спад. А где-то совсем наоборот. Улучшение ситуации связывают с успехами вакцинации. И учителей называют в первых рядах привитых. Хотя педагоги, по заявлению министра Кравцова, вовсе и не обязаны прививаться от коронавируса. С вакцинацией подростков тоже не спешат. Министр недавно опроверг информацию о недопуске на занятия в школах в РФ непривитых от коронавируса учеников. «У нас не зарегистрирована еще вакцина для детей, идут исследования. Поэтому никаких не может быть требований в части недопуска детей в школы», – отметил он.
Напомним также, что ранее министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил, что в России не планируют вводить требования по вакцинации детей от коронавируса.
К пандемической ситуации, как уже говорилось выше, школа начинает привыкать. И даже, как ни странно это звучит, ситуация оборачивается некоторой выгодой для модернизации системы образования. В 2021/22 учебном году двери откроют 130 новых школ, а к 2025 году будет построено еще 1300. Благодаря новым школам третьи смены в образовательных организациях ликвидируют тоже к 2025 году. То есть в России наконец-то появится школа полного дня. Рабочая группа Госсовета по направлению «Образование и наука» рекомендовала регионам вводить эту модель. Подобная рекомендация прозвучала после того, как эту тему затронул на недавнем Госсовете по образованию и науке президент РФ Владимир Путин. Как подчеркнул глава государства, такой формат очень востребован, а дети должны иметь возможность оставаться в учебном заведении после основных занятий.
В рамках такой модели за детьми должны не только присматривать, но и помогать выполнять домашние задания, а также заниматься их дополнительным образованием. Модель полного дня, в свою очередь, органично подведет администрации школ к усилению воспитательной работы. В учебных заведениях уже появились заместители директоров школ по воспитанию. В общем, все, что с трудом поддавалось модернизации, включая цифровизацию, сдвинула с места пандемия.
Кстати, аргумент, которым оперируют противники дистанционного обучения, – мол, для детей элиты останется в будущем традиционная школа, а для массы дистанционная – уже можно не воспринимать всерьез. Люди, обладающие достаточными средствами, проявляют завидный интерес к обучению с использованием дистанционных форм. Это позволяет спокойно путешествовать с детьми по миру и быть более свободными в выборе образовательных программ. А родители с более скромными средствами, но с амбициями, с помощью дистанта доводят своих детей в короткие сроки до дверей вуза.
Сегодня в полной мере проявилась тенденция к еще большей централизации школьного образования. По заявлениям Сергея Кравцова, уже в 2022 году будут созданы единые рабочие программы, их внесут в реестр и педагоги смогут ими пользоваться. А со следующего учебного года в образовательных учреждениях появятся программы воспитательной работы. Учителю все меньше надо думать самостоятельно, теперь все больше решают за него.
Вместе с тем все эти модернизационные усилия так и не привели к росту качества школьного образования. Оно стремительно падает. И в вузы, по словам президента РАН Александра Сергеева, приходят такие выпускники школ, что с ними надо «таблицу умножения учить». Все настолько увлечены формой, что вопрос содержания сильнее напоминает о себе в самых острых формах. И списать на пандемию этот момент не получится. Причины здесь более глубокого порядка. В связи со все нарастающим потоком информации и появлением новых вызовов придется все-таки решать главный вопрос не только как, но и чему учить в школе.
комментарии(0)