Фото REUTERS
Украина во вторник, 24 августа, будет отмечать День независимости, и среди гостей, прибывших в Киев на празднование, обращает на себя внимание Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей. Он совершает продолжительный визит в страну по приглашению президента Владимира Зеленского, однако официальное объяснение все же не отвечает на вопрос, какое отношение религиозный деятель имеет к чисто политическому событию.
30 лет назад Верховный совет УССР принял Декларацию независимости, и с этого момента современная Украина отсчитывает начало самостоятельного политического существования. Историческое событие объясняется последствиями потерпевшего крах путча ГКЧП. Проходит несколько дней после того, как путчисты арестованы, демократия спасена – и Украина выбирает путь суверенитета. Правда, формальный распад Советского Союза произошел лишь спустя четыре месяца, в декабре 1991 года.
Как мы видим, к событиям, связанным с нынешней датой, церковный вопрос имеет косвенное отношение. На протяжении 1990 и 1991 годов параллельно с развитием сепаратистских тенденций в УССР развивалось церковное движение за самостоятельность от Москвы. Последовательно были провозглашены Украинский экзархат, а затем Украинская православная церковь, формально объявленная самостоятельной, хотя и в единстве с РПЦ. Однако Филарет (Денисенко), который в 1992 году уйдет в раскол и объявит о создании Киевского патриархата, еще летом 1990 года претендовал на патриаршество в РПЦ. Так или иначе, но неоднозначная история украинской церковной независимости, связанная с именем Филарета, должна быть неприятна патриарху Варфоломею. Ведь в итоге Филарет отрекся от томоса об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ), который был дан Варфоломеем в 2018 году, и сейчас Денисенко находится в оппозиции к Константинополю.
Приглашая главу Константинопольской православной церкви в Киев, Зеленский упомянул о совпадении дат: в ноябре Варфоломей будет отмечать 30-летие своей патриаршей интронизации. Но даже такой числовой символизм выглядит натянутым.
Варфоломей совершает первый визит в Киев после создания ПЦУ. Хотя провозглашение Автокефальной украинской церкви состоялось при решающей роли Константинополя, логичнее было бы, если бы религиозный деятель посетил Киев в День крещения Руси-Украины. Тем более что Варфоломей и во время этого визита, аргументируя свой приезд, напоминал о том, что Русь приняла крещение от Византии и с тех пор Константинополь тысячу лет поддерживает связь с Киевом.
Почему же выбрана другая дата для приезда Вселенского патриарха? Наверное, не только потому, что в этом году годовщина принятия Русью христианства – некруглая. Обращает на себя внимание приоритет политической повестки визита патриарха перед церковным. «Мы очень довольны всем, что было достигнуто в Православной церкви Украины со времени предоставления томоса об автокефалии, – сказал Варфоломей накануне прибытия в Киев в интервью одному из украинских изданий. – Мы гордимся служением и свидетельством церкви, не скрывая того, что она стала объектом беспощадных проявлений клеветы и фальши со стороны определенных кругов, которые не хотят независимости православия в Украине от внешних воздействий». На протяжении своего пребывания в Киеве гость демонстрировал приверженность идее именно политического суверенитета Украины.
Первым делом патриарх Варфоломей посетил Стену памяти у Михайловского монастыря. Есть фотографии, где он идет вдоль мемориала в сопровождении главы ПЦУ митрополита Епифания (Думенко), и видна надпись: «Стена памяти защитников Украины в российско-украинской войне». Получилось довольно вызывающе – как будто зарубежный религиозный деятель однозначно принял одну сторону в вооруженном конфликте. Оставим за скобками множественность трактовок событий в Донбассе, но то, как ситуацию понимают в Украине, ставит Константинопольского патриарха в еще более неудобное положение. Впрочем, это мог быть просто запечатленный случайный момент, а в центре внимания патриарха, как отмечают СМИ, было все же поминовение жертв Голодомора, что приемлемо в контексте христианского милосердия.
В первый день своего визита Варфоломей посетил Верховную раду, а затем патриарха принял Владимир Зеленский. Из уст президента глава Константинопольской церкви выслушал ряд безусловно политических заявлений. «Глава государства поблагодарил его всесвятейшество за безусловную личную поддержку суверенитета, территориальной целостности Украины и ее независимости, – говорится в сообщении на официальном сайте президента Украины. – Собеседники обсудили вопросы мирного урегулирования в Донбассе, ситуацию с нарушением основных прав и свобод человека, в частности свободы вероисповедания, на временно оккупированных территориях Украины». «Владимир Зеленский отметил, что одним из факторов, применяемых агрессором против Украины в качестве гибридного оружия, является религиозный», – также сказано в этой публикации.
Политологи обнародуют различные версии того, почему Зеленский, в начале своей каденции демонстрировавший равноудаленность от религиозных организаций, в том числе конфликтующих между собой ПЦУ и Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), все-таки вернулся в «константинопольскую» колею своего предшественника Петра Порошенко. Одни считают, что Зеленскому понадобился националистический электорат. Другие указывают на то, что 30-летие независимости пройдет при скромном участии гостей из-за рубежа и Варфоломей нужен для «вселенского» размаха празднования.
Так или иначе получается, что, как и при Порошенко, при Зеленском тема церковной автокефалии компенсирует недостатки и даже провалы тех проектов, которые выдвигались на первый план при отмежевании от России в 2014 году. Украина не вошла в Евросоюз, не стала членом НАТО. Единственный «прозападный» проект, доведенный до логического конца, – создание церкви, независимой от Москвы, но «дочерней» по отношению к Константинопольскому патриархату.
Что интересно, эту подачу приняла и пророссийская сторона. Мало того что в РПЦ регулярно напоминают о «разбойничьем» поведении патриарха Варфоломея, еще и российские дипломаты в последнее время стали использовать тему «диверсии против духовного единства» русского православия, за которой якобы стоят США, как основную в антизападной риторике в контексте Украины. Жупел автокефалии даже как будто заменил зловещие предсказания о «танках НАТО на западной границе России». И основная борьба с антироссийской политикой развернулась в церковной сфере, о чем также говорят акции протеста, с которыми патриарха Варфоломея встречали верующие и священство УПЦ МП.
комментарии(0)