Фото Reuters
Прошло уже два месяца с момента встречи на высшем уровне руководителей РФ и США в Женеве. Улеглись споры о том, состоится ли некий прорыв сразу или чуть попозже этого саммита. А может быть, ничего не изменится вовсе. Кроме возвращения послов обеих стран в Москву и Вашингтон, что, как и при их отсутствии на рабочих местах, совершенно ни на что не влияло в общем характере двусторонних отношений.
С тех пор посол Соединенных Штатов никак не комментирует отношения двух стран. В самой Америке до этой темы, откровенно говоря, никому нет дела. А вот российский посол недавно отвечал на вопросы сразу нескольких российских СМИ и рассказывал о том, как американцы не выдают нашим дипломатам виз (про рядовых граждан и речи не идет); как российская сторона предлагает «размены» по тем или иным персоналиям; как так получается, что до сих пор американцы не собираются возвращать конфискованную у РФ дипломатическую собственность в Сан-Франциско и Вашингтоне.
Можно, конечно, по всем этим пунктам выражать недоумение, считать, что американцы «лукавят», и надеяться на некое благоразумие и адекватность американской правящей элиты. Но стоит ли тешить себя подобными иллюзиями? И как вообще выстраивать коммуникацию с руководителями страны, которые не считают твое государство себе равным, но в то же время хотя бы какое-то подобие двусторонних связей с ней вынуждены поддерживать?
Проработав в Вашингтоне 27 лет, я застал самые разные моменты в двусторонних отношениях Америки и России. Сначала это был период преклонения российских руководителей перед «другом Биллом» и его приближенными. Отношения с Россией американские чиновники строили предельно корректно, делали в отношении Москвы разного рода реверансы, российских журналистов чуть ли не на руках носили, приглашали в поездки по стране (ныне это просто немыслимо) и даже выступать по ведущим телеканалам. В резиденции российского посла на домашних вечерах выступали Пласидо Доминго, Елена Образцова, Анна Нетребко, Мстислав Ростропович. На 16-ю улицу в посольский особняк регулярно наведывались американские конгрессмены, первые лица ведущих министерств и ведомств, которые за рюмкой водки и бефстроганов с грибами признавались в своих симпатиях к России, русской культуре и русскому народу. Не забывали, правда, американцы и о регулярных высылках российских дипломатов из США – их было при мне три массовых и одна – поменьше.
Так продолжалось до 2008 года, когда в России поменялось первое лицо государства, и в Вашингтоне рассчитывали, что теперь-то Москва исчезнет с карты мира как минимально соперничающий с Америкой игрок. А ключевым водоразделом стал 2014 год – Крым, Донбасс. С этого момента в американских правящих элитах приняли решение о «неперевоспитываемости» России и соответственно был взят курс на ее полное исключение из максимально возможного числа формальных и неформальных международных структур – от G8, торговли и гуманитарных контактов до создания некомфортных условий для работы дипломатов из РФ.
После украинских событий, к примеру, всем американским госчиновникам запрещено общаться с российскими дипломатами и посещать любые российские дипломатические заведения в стране. Да, есть некие контакты – но сугубо по работе, официоз. К нормальной двухсторонней работе это никак не относится. Все эти «диалоги», «контакты по линии профильных структур» и прочее – больше имитация того, что какие-то связи все еще сохраняются.
При этом просто бандитский захват российской дипсобственности в Вашингтоне и Сан-Франциско был воспринят американцами как карт-бланш на полную вседозволенность. Ровным счетом никаких «ответных мер» с российской стороны тогда не последовало (да и нет их до сих пор). Поэтому американская сторона в отношении России считает себя правой и уверенной в собственных силах.
Та же картина с еще большим ухудшением отношений сложилась после того, как предыдущий российский посол был обвинен американцами во вмешательстве в их внутренние дела – контакты с командой тогда еще собиравшегося в президенты Дональда Трампа. А все русские, контактировавшие с американцами на официальном уровне, стали в одночасье с тех пор «токсичными» и нерукопожатыми.
Внушив рядовым гражданам, что русские вмешиваются в выборы, администрация Белого дома полностью свернула двусторонние связи и вовсе не собирается их восстанавливать. Причем замечу, от смены власти в Вашингтоне этот курс на обозримую перспективу не будет зависеть. Можно сколько угодно делать поклоны в сторону Америки и предлагать команде Байдена какие-то варианты сотрудничества. Они американцам не нужны и не интересны.
Каждая попытка России вновь и вновь пытаться установить «конструктивный диалог» будет наталкиваться либо на полное игнорирование, либо на имитацию каких-то действий, но лишь в рамках довольно сложной борьбы Вашингтона с Пекином за будущий контроль над миром. Россию в американских верхах давно рассматривают как «слабое звено» в этом треугольнике – причем вне зависимости от того, сколько у нее будет «Калибров», «Армат» и стратегических бомбардировщиков.
Что же в этой ситуации делать Москве? Свернуть оставшиеся контакты с США? Так американцы их сами скоро на «почти полный ноль» сведут. Выслать всех оставшихся американских дипломатов из России? Так они давно уже работают в РФ через своих союзников, причем не только по НАТО, но и через представителей постсоветских стран, равняющихся на Америку и готовых ей присягать, как только на это последует распоряжение из Вашингтона. У Москвы таких возможностей нет.
Очевидно, что в отношении США России нужно проводить совершенно иную политику, как бы сложно это ни было. Тот курс, который упорно реализуется все эти годы Москвой, как раз и позволил американцам беспрецедентно ухудшить – причем безнаказанно – двусторонние отношения. А ожидать каких-то изменений в позиции самих США в отношении России более чем наивно, а во многом и попросту тупиково.
комментарии(0)