Фото Агентства «Москва»
Незаконный оборот промтоваров уже давно превратился в одну из ключевых проблем отечественной экономики. Новыми факторами его роста стали продолжающаяся пандемия COVID-19, падение реальных доходов населения, переход потребителей в сферу интернет-торговли и увеличение объема поставок подделок из азиатских стран. По данным Федеральной таможенной службы России, за прошлый год было выявлено более 13 млн единиц контрафактной продукции на 4,7 млрд руб., а по итогам первого квартала – свыше 2 млн на сумму более 750 млн руб. Предметами правонарушений чаще всего были товары народного потребления: одежда и обувь, детские игрушки и игры, автозапчасти и аксессуары, бытовые приборы и инструменты, парфюмерия и косметика.
В процессе очистки потребительского рынка от контрафакта и фальсификата, нередко влекущего человеческие жертвы, власти регулярно ужесточают санкции за нарушение законодательства. В июне президент Владимир Путин подписал федеральный закон № 204-ФЗ, которым с 1 декабря устанавливается административная ответственность за производство или продажу лекарств без нанесения на них средств идентификации (маркировки) либо с нарушением порядка их нанесения, а также за непредставление сведений оператору Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Правда, размеры налагаемых штрафов за эти провинности оказались невелики, учитывая баснословные барыши аптечных маклеров: от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для чиновников и от 50 тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией для юрлиц. И только в случае повторного нарушения суммы штрафов увеличатся до «рекордных» 10–20 тыс. и 100–500 тыс. руб. соответственно. Впрочем, законом предусмотрены также конфискация производственного оборудования или приостановка работы юрлица до 90 суток, но применение этих мер, как и прежде, остается на усмотрение правоприменителя.
Несмотря на усиление мер контроля, повлекшее некоторое улучшение статпоказателей, ситуация на фармацевтическом рынке не нормализовалась. По данным Росздравнадзора, за минувший год из обращения было изъято в общей сложности 540 серий недоброкачественных лекарств (в 2019 году – 738), 10 из которых были контрафактными (29), а еще две – фальсифицированными (12). В основном речь шла о таблетках. В результате были уничтожены 6,5 млн (более 7 млн) упаковок. В первом квартале ведомством были обнаружены 36 партий 32 серий 21 торгового наименования подобных препаратов, из которых более двух третей – отечественного производства. Причем 14 серий 6 наименований оказались контрафактными. Эффект от подобных снадобий вполне очевиден. За прошлый год в АИС «Фармаконадзор» поступило 58,4 тыс. сообщений о нежелательных реакциях и терапевтической неэффективности лекарств, из которых 26,6 тыс. относились к категории серьезных (469 таких реакций закончились летальным исходом). Впрочем, по фактам выявления незарегистрированных, фальсифицированных и недоброкачественных лекарств (ст. 238.1 УК РФ) было возбуждено всего 11 уголовных дел и составлено лишь 8 протоколов по ст. 6. 33 КоАП РФ, а общая сумма изъятого потянула всего на 4,1 млн руб.
Другим федеральным законом, № 293-ФЗ, была скорректирована ст. 171.1 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированной продукции. С 1 декабря за перечисленные деяния с использованием поддельных средств идентификации товаров, совершенные в крупном размере (2,2 млн руб.), грозит штраф (до 300 тыс. руб.), принудительные работы или лишение свободы на срок до трех лет со штрафом до 80 тыс. руб. Однако весьма сомнительно, что вышеперечисленные санкции способны кого-то напугать. Кроме того, преступления небольшой тяжести крайне редко «доживают» до суда. По данным судебного департамента при Верховном суде России, за 2018–2020 годы по ч. 1–2 упомянутой статьи УК РФ осудили всего 46 человек! Куда охотнее отдавали под суд предприимчивых граждан за незаконный оборот алкоголя (ч. 3–6) – 1,9 тыс., или по 600 с лишним человек в год (но полировать нары отправились лишь полторы сотни бутлегеров). Между тем проблема суррогатного алкоголя по-прежнему далека от разрешения. По данным Росалкогольрегулирования, за 2020 год на территории страны обнаружено 1,7 млн дкл нелегальной алкопродукции (в 2019 году – 515,8 тыс.), а в первом квартале 2021 года – уже 358,2 тыс. дкл, включая 14,5 тыс. дкл водки. Кроме того, с подачи ведомства Роскомнадзор заблокировал 2,5 тыс. веб-сайтов, нелегально торговавших спиртным.
По мнению властей, главным инструментом в борьбе с контрафактом и фальсификатом должна стать система маркировки. По данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), в госсистеме маркировки уже зарегистрировались более 500 тыс. участников. Из них более 300 тыс. – индивидуальные предприниматели и почти 200 тыс. – юрлица. На данный момент обязательной маркировке подлежат товары фармацевтической, табачной, меховой, обувной, парфюмерной отраслей, фотокамеры, автомобильные шины и продукция легкой промышленности, молочная продукция. На текущий момент в категориях легкой промышленности и обуви уже промаркировано свыше 4 млрд единиц товаров. Помимо этого, проводятся эксперименты по маркировке пивных напитков, бутилированной воды, БАДов, велосипедов и кресел-колясок.
Но всех этих мер недостаточно. Минпромторг рассчитывает на эффективную реализацию недавно утвержденной правительством пятилетней Стратегии по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции. В ней определены приоритетные для наблюдения отрасли: легкая и пищевая промышленность, фармацевтика, авто- и авиапром, индустрия детских товаров, химическая промышленность. Мониторингу также подлежат электронная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение и народные промыслы. В ближайшие годы властями чего только не планируется: усовершенствовать механизмы общественного контроля, сформировать негативное отношение населения к контрафакту, улучшить кадровый состав профильных госорганов, повысить эффективность правоприменения при одновременном росте количества возбуждаемых дел, создать национальный центр компетенций в данной области, а также развивать систему прослеживаемости товаров и правового сотрудничества со странами ЕАЭС, откуда зачастую и поступает контрафакт (в связи с существенной разницей уровня акцизов и отпускных цен).
При этом явно позабыли об одном: нищающих граждан весьма трудно ориентировать на приобретение качественных и дорогостоящих товаров, если не предусмотреть материальные компенсации.
комментарии(0)