0
9928
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

27.07.2021 18:20:00

ГИТИС – последний среди медицинских и сельскохозяйственных вузов России

Национальный агрегированный рейтинг не учитывает специфику творческих институтов, хотя берется ранжировать и их

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС.

Тэги: росийские вузы, агрегирование, рейтинги, гитис


росийские вузы, агрегирование, рейтинги, гитис Фото Агентства "Москва"

На днях коллега – ректор нестоличного института культуры, одного из самых известных в РФ, с гордостью сообщил, что тот вошел в топ-300 свежего Национального агрегированного рейтинга российских вузов. Агрегированный – в данном случае означает, что этот новый национальный рейтинг составлен на основе и с учетом сразу нескольких уже существующих российских вузовских рейтингов, то есть включает максимум параметров и все особенности. А что еще нужно?!

Я пропустил этот рейтинг, а тут подумал: ну, если хороший региональный институт вошел в топ-300, интересно, где ГИТИС? Пролистал первую сотню, порадовался за соседей из Московской государственной консерватории, вошедших в топ-100, или в первую лигу. За ней – вторую, третью… Четвертую, пятую… Наконец, в шестой – «тревожной зоне» – обнаружил ГИТИС, а рядом – Театральный институт им. М.С. Щепкина при Малом театре. ВГИК, Школа-студия МХАТ, Театральный институт им. Щукина, Академия русского балета им. А. Вагановой – повыше, в пятой лиге. В четвертую попали Московская государственная академия хореографии и Санкт-Петербургская консерватория им. Н. Римского-Корсакова. Молодцы. Стало интересно, какие показатели и откуда брали, что, так сказать, агрегировали, если в результате получились такие неутешительные результаты. Для кого-то, конечно, приятные, но для большинства ведущих вузов искусства, известных и в России, и в мире, по преимуществу печальные.

Учитывали, к примеру, рейтинг по индексу Хирша. Индекс Хирша – классический наукометрический показатель, который дают научные публикации в известных международных журналах. Понятно, что у творческих вузов с индексом Хирша – беда, мы тут по определению проигрываем всем классическим университетам, включая отстающие. Одна ремарка: и я, и мои коллеги ежедневно получаем письма с предложениями разместить наши публикации за деньги в журналах, которые гарантируют хорошее международное цитирование (а индекс Хирша вычисляется как раз по цитированию). Не уверен, что коллегам из национальных исследовательских университетов хоть раз за небольшую плату предлагали поучаствовать в Международном конкурсе им. Чайковского или включить их фильм в конкурс Каннского или хотя бы Роттердамского кинофестиваля.

Еще один рейтинг оценивает качество обучения. Своего рода независимая оценка, отчасти сравнимая с той, которая с некоторых пор оценивает и работу учреждений культуры, в том числе в части транспортной доступности. После первого года работы этой системы опросов, которая размещена на официальном сайте каждого учреждения культуры, выяснилось, что транспортная доступность Большого, Малого и Российского академического молодежного театров зрителями была оценена по-разному, хотя находятся они, как известно, в самом центре Москвы, на одной Театральной площади.

Следующий рейтинг оценивает международное признание. Тут, мне казалось, у ГИТИСа, у других творческих вузов кое-какие основания для гордости, а значит – для хороших мест в рейтинге есть. Тем более что наши выпускницы только-только представляли в Каннском конкурсе новый российский фильм, фильм другого нашего выпускника Григория Добрыгина, вышедший в этом году в российский прокат, был участником конкурса в Роттердаме и Чикаго, еще не забылось, как выпускница ГИТИСа Самал Еслямова получила в Каннах награду как лучшая актриса. Я почти не сомневался, что здесь (хоть здесь-то!) у ГИТИСа, а также у ВГИКа, других наших известных коллег все хорошо. Но – снова нет. Мы в категории «В», поскольку, как выяснилось, в этом рейтинге вузы оцениваются… по участию в международных олимпиадах. По театральному искусству их, к сожалению, нет. То есть каннские награды, Роттердамский конкурс, участие в Венецианской биеннале и Эдинбургском театральном фестивале, номинации на «Оскар» в этом рейтинге никому не нужны и никак не учитываются. По-моему, это неправильно, но переживать тут скорее надо составителям рейтинга – этого, как и некоторых других, это им, на мой взгляд, стоило бы задуматься о некотором несовершенстве своих критериев, если даже в международном признании ГИТИС, как и ВГИК, как Вагановская академия русского балета, оказались во второстепенной категории «В». Не задумались. Довольные проделанной большой работой, пошли дальше.

Подарил надежду рейтинг университетов RAEX, имеющий раздел «Исполнительские искусства». Но и тут из известных вузов искусства места не нашлось никому. В разделе двое – два классических университета: Санкт-Петербургский государственный, с первенством которого, думаю, мало кто станет спорить (я не стану), и Национальный исследовательский Томский государственный университет. Я защищал там диссертацию, у них сильный филфак, виднейшие специалисты по русскому XVIII веку, но про сценические искусства там я до сих пор ничего не знал. Благодаря рейтингу знаю. Что – есть и что они – лучше ГИТИСа, РГИСИ, «Щуки», «Щепки» и Школы-студии МХАТ. В моем сознании первоначальная обида уступила место недоумению, чем дальше, тем большему.

А дальше – рейтинг «Самые востребованные вузы России». ГИТИС традиционно плетется в хвосте. Снова пытаюсь разобраться, почему – что там за показатели в первом, втором, третьем столбцах… Лирическое отступление. У Василия Павловича Аксенова в романе «Вольтерьянцы и вольтерьянки» фигурировало придуманное писателем слово, как будто позаимствованное из старинного словаря, – «облискурация». Примерно так следует определить мое состояние, когда я обнаружил, что ГИТИС получил последнюю оценку среди… самых востребованных медицинских вузов. Такую же – за то, что мы не востребованы как сельскохозяйственный вуз. Такую же – как классический университет. Не поспоришь.

Можно, наверное, пошутить: мол, вырезать не вырежем, но обрабатывать раны у нас давно научились, причем не только душевные. Или – вспомнить, как когда-то наши студенты неплохо справлялись, помогая колхозам собирать урожай… Но тенденция вырисовывается очевидная, и она волнует меня и моих коллег: совершенно очевидно, что нас пытаются встроить в общий ряд, сравнить несравниваемое, поскольку невозможно одной мерой мерить эффективность, скажем, игры недавнего выпускника Московской консерватории пианиста Дмитрия Маслеева или куда более знаменитого Дениса Мацуева и работы выпускников или студентов факультета нефтегазохимии и полимерных материалов известного московского вуза. Пока от этого выравнивания вроде бы ни тепло ни холодно и вообще никакого вреда. Ну, разве обида (вначале), а потом – удивление. Ни на финансирование, ни на распределение бюджетных мест это не влияет. Пока. Но агрегированный рейтинг готовили ведь не в подвале и не случайные люди – напротив, уважаемые и известные, в прошлом руководившие отечественным образованием. Значит, поводы волноваться есть.

Среди нескольких других в интернете я нашел и такое определение слова «агрегирование»: как маркетинговая стратегия, она сосредотачивает внимание на универсальных потребностях населения и предполагает, что все потребители на конкретном рынке похожи друг на друга и испытывают одинаковые потребности. Как ни банально это повторять, но режиссеры, художники, хореографы, далее, как говорится, по списку, – по определению разные и, наоборот – не похожи друг на друга. Петербургская балетная школа отличается от московской, а методика обучения актера в «Щуке» – от обучения в «Щепке» и ГИТИСе… Это сложно «посчитать», еще труднее – привести к одному знаменателю. За пять лет, что работаю в ГИТИСе, я вижу, как велико желание это сделать: редко – чтобы разрушить, чаще – чтобы помочь, но эта помощь – как в случае с рейтингом (хотели сделать хорошо, я не сомневаюсь) – порой еще опаснее. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Молдавским румынам указали, за кого голосовать

Молдавским румынам указали, за кого голосовать

Светлана Гамова

Бухарест озаботился преемственностью действующей кишиневской власти

0
4007
Кто будет править Германией в 2025 году

Кто будет править Германией в 2025 году

Олег Никифоров

Немецкие политики вступили в борьбу за канцлерское кресло

0
3309
"Единая Россия" становится "президентом" партийной системы

"Единая Россия" становится "президентом" партийной системы

Дарья Гармоненко

Социологи загоняют парламентскую оппозицию в рейтинговое подполье

0
3253
Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
4069

Другие новости