Фото Reuters
Встреча министров по охране окружающей среды и энергетики группы G20 в Неаполе закончилась провалом попыток ускорить достижение целей, намеченных Парижским соглашением по климату.
На повестке дня встречи стоял вопрос снижения уровня нагрева планеты до полутора градусов по Цельсию уже к 2030 году и полного отказа от использования угля к 2025 году. Однако большинство стран – участниц конференции не поддержали столь радикальные идеи борьбы с изменениями климата, хотя и продемонстрировали одобрение целей Парижского соглашения. Двухдневная конференция в Неаполе должна была бы подготовить саммит руководителей стран группы G20 в конце октября в Риме. Не случайно сам саммит состоялся в Италии. Эта страна председательствует сейчас в группе G20, и поэтому как подготовительные мероприятия, так и сам саммит проводятся здесь.
Предполагалось, что если бы все пошло так, как задумывалось организаторами встречи, то радикальные идеи Комиссии ЕС по борьбе с глобальным потеплением были бы приняты на саммите в Риме. Тогда они стали бы основой решений предстоящей 26-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая состоится в шотландском Глазго в начале ноября текущего года. В качестве организаторов конференции в Шотландии выступают Великобритания и Италия. И именно в Глазго предполагается принятие обязывающих документов для действий всех правительств, поддерживающих Парижское соглашение.
Заключительный документ конференции в Неаполе объемом в 60 параграфов был подготовлен итальянцами в соответствии с предложениями Комиссии ЕС, известной как Fit for 55. Впрочем, как отмечает немецкая газета Sueddeutsche Zeitung, эта пачка предложений Fit for 55 еще должна быть одобрена Европарламентом и 27 государствами – членами ЕС. Переговоры на эту тему начнутся в сентябре. Но уже сейчас известно, что даже в рядах ЕС против выступают некоторые восточноевропейские страны, в частности Польша. Однако в настоящее время руководству ЕС важно не только прозондировать позиции ведущих промышленных держав мира, но и оказать на них влияние. Ведь недавние радужные сообщения Международного энергетического агентства (МЭА) относительно падения мировых инвестиций и других видов поддержки ископаемых видов топлива в 2020 году на 40% после 30-процентного падения таких же инвестиций в 2019 году не вполне соответствуют реальности. Это случилось в основном как следствие пандемии. Об этом сообщает немецкое аналитическое издание Morning Briefing. Что же происходит на самом деле?
В течение пяти лет, с 2015-го по 2020-й, считают аналитики агентства Bloomberg, на которых ссылается Morning Briefing, правительства группы G20 израсходовали на поддержку инвестиционных проектов по добыче угля, нефти и газа 3,3 трлн долл. США. А это означает фактическое сокращение по сравнению с предыдущим периодом лишь на 10%. Сокращение субсидий в угледобычу и нефтегазовую промышленность, по данным агентства, наблюдалось преимущественно лишь в Саудовской Аравии, Аргентине и Италии. В то же самое время такие субсидии (в пересчете на душу населения) возросли в других странах. Bloomberg называет при этом Россию, Мексику, Великобританию, Индонезию, Канаду и Австралию. Наибольший прирост субсидий в период 2015–2019 годов составил в Австралии – плюс 48%, в Канаде – плюс 40%, в США – плюс 37%, во Франции – плюс 27%. Для сравнения: в России и в Китае – плюс 4%. Под субсидиями в данном случае подразумеваются не только прямые инвестиции, но предоставление налоговых льгот и госкредитов.
Как отмечает в связи с этим немецкое информационное агентство n-tv, именно ведущие промышленные державы и «пороговые» страны ответственны за более чем 80% глобальной эмиссии парниковых газов. Но они же производят и почти 80% мирового ВВП. По словам итальянского министра комплексных экологических преобразований Роберто Чинголани, предложение снизить уровень нагрева планеты полутора градусами по Цельсию уже к 2030 году и полностью отказаться от использования угля к 2025 году отклонили «многие страны». Немецкая газета Handelsblatt отмечает, что «застрельщиками» при этом выступили Россия, Китай и Индия. В свете вышесказанного можно понять, почему заключительный документ был принят в сокращенном виде. Как отмечает n-tv, не было единства и по вопросу охраны окружающей среды. На конференции в Неаполе лишь некоторые страны согласились с предложениями организаторов, чтобы к концу текущего десятилетия 30% земных и морских поверхностей объявить зонами охраны окружающей среды.
Идеи Комиссии ЕС по радикальной экологической перестройке мировой экономики встречают настороженное отношение в ряде ведущих промышленно развитых стран мира. Их явно не разделяют и многие развивающиеся страны, которые боятся при этом оказаться на «голодном энергетическом пайке». Как показывают результаты встречи в Неаполе, Европа в этом вопросе может в ближайшем будущем оказаться в изоляции.
комментарии(0)