Фото freepik.com
О поправках, внесенных по инициативе Росгвардии в федеральный закон «Об оружии» и подписанных президентом России 28 июня 2021 года, уже высказалось немало экспертов в области оборота оружия и не только. Однако стоит более подробно разобрать новые нормы и положения этого закона, часть из которых вступит в силу ровно через год.
Большинство поправок были восприняты Союзом российских оружейников, как и всей оружейной отраслью, в целом негативно. Самым обсуждаемым из немалого количества изменений стало повышение до 21 года возраста для приобретения охотничьего гладкоствольного оружия и длинноствольного гладкоствольного оружия самообороны, а также появление дополнительных оснований для отказа в выдаче лицензии на их приобретение. Как минимум это решение противоречит Конституции: согласно статье 60, «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».
Есть изменения неоднозначные, с которыми можно мириться. Начнем с не самого грустного. Долгожданная поправка, которая напрашивалась последние годы и рано или поздно должна была появиться, – это электронный документооборот. То есть создание единого информационного пространства для всех участников сферы оборота оружия. Оно обеспечит возможность единого электронного документооборота по учету оборота оружия и электронного взаимодействия граждан, организаций и органов государственной власти при осуществлении контроля за производством, хранением, перемещением, куплей-продажей и утилизацией оружия. Если говорить простыми словами, то, по всей видимости, юридические лица и граждане не будут получать в бумажном виде лицензии и разрешения. Документы теперь будут регистрироваться Росгвардией в единой базе данных и в реестре выданных в электронном виде лицензий и разрешений. Несомненно, это как минимум облегчит гражданам волокиту с регистрацией оружия и как максимум – мониторинг действий владельцев оружия. Да и восстановление утерянных бумажных лицензий и разрешений не будет теперь такой проблемой. Эти данные, мы надеемся, помогут нашим органам выявлять на ранней стадии личностей с девиантным поведением и агрессивными отклонениями психики, чьи преступления и подтолкнули к созданию и принятию поправок.
Есть поправки, которые можно было бы назвать правильными, но они вызывают дополнительные вопросы. В частности, запрет на хранение списанного оружия без уведомления об этом Росгвардии или ее территориального органа. Использование этого оружия из хулиганских побуждений вне установленных для стрельбы мест стало угрожающе расти в последние годы, как и его переделка для стрельбы патроном с метательным зарядом и совершение с ним тяжких преступлений. Кроме того – отказ в выдаче лицензий на приобретение оружия гражданам Российской Федерации, совершившим и осужденным два или более раза за преступления.
Касательно запрета на хранение – как он будет осуществляться? Хорошим решением была бы электронная форма. По вопросу отказа в лицензии осужденным гражданам – нет никакой конкретики, за какое преступление. Неуплата кредита, политзаключенный, алиментщик, мошенник или только убийство? Это не уточняется. Идея вроде бы сама по себе хорошая, но пока сырая.
Есть поправки, которые не только, по нашему мнению, ущемляют права граждан, но и больно ударят по оружейной отрасли, по отечественным производителям оружия и патронов и по торговой оружейной сети. Например, повышение возраста приобретения оружия до 21 года. На каком основании принимается эта поправка, почему? Ведь нет никакой статистики, что большинство преступлений с огнестрельным оружием совершаются лицами 18–20 лет.
Другие принятые решения по своей логике никак не могут считаться ответом, реакцией власти на случившиеся недавно трагические события с использованием оружия. Это запрет на приобретение любого оружия с магазином и барабаном (то есть гладкоствольного полуавтоматического или «помпового» оружия) при отсутствии двухлетнего стажа владения одноствольным или двуствольным гладкоствольным ружьем (так называемой переломкой). А также новая редакция формулировки понятия «гладкоствольное огнестрельное оружие», которая исключает любое искажение у ствола или его частичную нарезку.
Это прилично ударит по экономической составляющей оружейной отрасли. Вроде бы простое изменение формулировки, но оно ставит крест на целом направлении, переводя оружие со сверловкой «Ланкастер» и «Парадокс» в разряд нарезного, которым можно владеть только спустя пять лет после приобретения гладкоствольного оружия.
«Ланкастер» и «Парадокс» были прослойкой между гладкоствольным и нарезным оружием. Этот вид оружия по своим характеристикам был лучше обычной гладкостволки, но не дотягивал до нарезного. Поэтому те, у кого не было стажа пять лет, могли себе позволить купить «Ланкастер» или «Парадокс». Какой теперь смысл покупать их через пять лет, если вы уже сможете купить полноценное нарезное оружие, которое их превосходит?
Производство целого сегмента оружия умрет, а это не только недополученная прибыль оружейной отрасли, которая не может жить только на дотации госзаказов, но и тысячи рабочих мест, которые, по сведениям производителей и торговых организаций, могут быть потеряны. За этим последуют кадровое голодание на производствах и потеря компетенций в разработке нового оружия – конструкторский потенциал. По нашим данным, продажа и производство гладкоствольного огнестрельного полуавтоматического оружия, в том числе систем «Ланкастер» и «Парадокс», до принятия поправок составляли 80%. Через год этот процент сведется почти до нуля.
Поправки в нынешнем виде повторение трагедий с использованием оружия не предупредят. Союз оружейников, как и все оружейное сообщество, в первую очередь заинтересован в том, чтобы оружие не попадало к личностям, действия которых выходят за все рамки человечности. Это не только наша проблема – это проблема актуальна во всем мире. Мы считаем, что надо пересмотреть некоторые поправки, пока они еще не вступили в силу, и усилить акцент на том, что реально поможет нашему обществу избегать трагедий.
комментарии(0)