0
3597
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

13.07.2021 18:44:00

Россия теряет триллион рублей в год из-за неразвитого велопотенциала

Инвестиции в немоторизованный транспорт способны в перспективе увеличить ВВП на 1%

Сергей Шелмаков

Об авторе: Сергей Вячеславович Шелмаков – кандидат технических наук, доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Тэги: инвестиции, немоторизованный транспорт, велотранспорт, ввп


инвестиции, немоторизованный транспорт, велотранспорт, ввп Графика freepik.com

Развитие велотранспорта во многих странах сейчас рассматривается как необходимая часть экономической, транспортной, территориально-планировочной, экологической политики, а также политики в области здравоохранения и туризма. Россия – одна из немногих стран в мире, где внимание государства к немоторизованной мобильности вообще и к велотранспорту в частности все еще недостаточно. Условия для развития инфраструктуры для немоторизованного транспорта (НМТ) в России создаются крайне медленно. Это приводит к потенциальным потерям во многих сферах экономики – особенно в малом и среднем бизнесе – и не позволяет улучшить качество жизни населения в городах.

В отчете Лиги американских велосипедистов «Экономические выгоды от инвестирования в развитие велоинфраструктуры» (за 2009 год) говорится, что польза от немоторизованного транспорта в США в 2009 году составляла 133 млрд долл., что составляет 0,92% ВВП. И это при достаточно низкой доле использования велосипеда в ежедневных поездках – 2,8% и в общих поездках – 10,4%.

Европейская федерация велосипедистов в своем отчете «Польза от велодвижения – разблокируем потенциал для Европы» сообщает, что велодвижение в Европе принесло ЕС примерно 150–155 млрд евро, или 1,1% ВВП (за 2018 год). При этом уровень использования велосипеда в ежедневных поездках в европейских странах существенно выше, чем в США: от 27% в Нидерландах, 18% в Дании, около 10% в Германии, Швеции и Финляндии, до 2% в Ирландии и Великобритании.

Логично предположить, что и в России при благоприятных условиях НМТ может обеспечить пользу такого же порядка, то есть около 1% ВВП. В 2019 году ВВП России составлял 110 трлн 46,1 млрд руб. Следовательно, польза от немоторизованного транспорта в России в 2019 году могла бы быть более триллиона рублей.

Естественно, благоприятные условия для НМТ подразумевают в первую очередь создание специализированной велоинфраструктуры: велополос, велодорожек, велопарковок и т.п. Сколько Россия могла бы выделить средств на развитие велопотенциала? Ведь в России с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года планируют выполнить целый ряд национальных проектов, на которые выделен бюджет в 25,7 трлн руб.

tab-t.jpg





 





















Надо учесть, что развитие немоторизованного транспорта способно оказать влияние на достижение целевых показателей большинства национальных проектов. Степень влияния, строго говоря, требует дополнительного обоснования, но в первом приближении такие оценки можно представить на основе анализа международного опыта. Было бы справедливым и целесообразным выделить на развитие НМТ такую долю бюджета, которая была бы равна доле вклада немоторизованного транспорта в достижение целевых показателей самих нацпроектов. В этом случае даже весьма осторожные оценки позволяют предположить, что России следовало бы выделить на развитие НМТ более триллиона рублей за пять лет – с учетом привлечения внебюджетных средств, как это и планируется в национальных проектах.

На основе анализа стоимости реализации проектов по развитию НМТ и различных объектов велоинфраструктуры в международной практике мною были рассчитаны удельные показатели стоимости инфраструктуры для немоторизованного транспорта. Следует отметить, что рассматривались наилучшие решения и проекты, доказавшие свою результативность в деле привлечения новых велопользователей и отмеченные призами различных международных конкурсов. То есть это хотя в ряде случаев и дорогие, но и самые перспективные решения. При этом меры по развитию НМТ должны складываться из комплекса взаимосвязанных архитектурно-градостроительных, инженерных и организационных мер, разработанных профильными высококлассными специалистами. Поэтому необходимо предусматривать расходы и на эту деятельность.

Результаты возможной комбинации объектов велоинфраструктуры для совершенствования системы немоторизованного транспорта в России «на триллион рублей» получаются довольно впечатляющими для условий нашей страны. Например, в РФ можно построить более 50 тыс. км защищенных велополос (стоимость 1 км – 1,5 млн руб.), 5000 км выделенных велодорожек (75 млн руб. за 1 км), 50 разноуровневых велоразвязок, 10 тыс. м велосипедных мостов, создать 30 тыс. км туристических веломаршрутов, более 1 млн многоуровневых велопарковок. Эти планы не идут ни в какое сравнение с фактически существующими объектами – пока в РФ около нескольких сотен километров фрагментарно разбросанных по территории некоторых городов «велополос» и «велодорожек» весьма низкого качества и около нескольких тысяч велокронштейнов, также зачастую не отличающихся качеством. Эти предложения сложно сравнить и с публикуемыми чиновниками планами развития велоинфраструктуры, которые не приведут к изменению ситуации.

Процесс развития немоторизованного транспорта в мире и в России показывает, что там, где появляется удобная и безопасная велоинфраструктура, увеличивается и немоторизованная мобильность. Поэтому с большой степенью вероятности можно утверждать, что, построив инфраструктуру (конечно же, при грамотной организации этого процесса), перечисленную выше, Россия может добиться такого же уровня использования НМТ, как в других «велосипедных» странах. И следовательно, выйти на экономические показатели общественной пользы от немоторизованного транспорта в 1% ВВП. И другими словами, если страна инвестирует за пять лет 1 трлн в развитие велоинфраструктуры, то затем будет получать примерно этот триллион, но уже ежегодно в виде общественной пользы. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

Страна проходит через кризис доверия к денежной политике руководства Центробанка

0
2473
4. Налог на прибыль повышен впервые за 15 лет

4. Налог на прибыль повышен впервые за 15 лет

Правительство РФ утвердило параметры инвестиционного вычета для бизнеса

0
2046
Российской экономике обещан сбалансированный рост

Российской экономике обещан сбалансированный рост

Ольга Соловьева

Власти займутся донастройкой льготных кредитных программ

0
1408
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
6829

Другие новости