Фото Reuters
Вывод войск США и стран НАТО из Афганистана, который планируется организовать до 11 сентября с.г., в течение нескольких месяцев приведет к полномасштабной смене власти в стране. На обширной территории Центральной Азии можно ожидать создания очередного ядра радикального исламизма. В него вольются не только боевики запрещенного в России «Талибана», но и другие вооруженные формирования наподобие «Исламского государства» (ИГ) и «Аль-Каиды», также запрещенных в РФ.
Власти в Кабуле лихорадочно ищут пути противостояния атакам радикальных исламистов. И в первую очередь – вооруженной группировке «Талибан», которая в той или иной степени контролирует уже почти наполовину территории Афганистана. Не надеясь на центральные власти, в северных провинциях создают народное ополчение для отпора боевикам. Оно формируется по аналогии с 90-ми годами прошлого столетия, когда в течение нескольких лет ополченцам удавалось удерживать северные провинции страны, блокировав под руководством генерала Рашида Дустума перевал Саланг и обеспечивая стабильность на приграничном пространстве Таджикистана и Узбекистана. Эта стабильность была и в российских интересах.
Власти Афганистана обещают мобилизовать население на борьбу с талибами, но большинство населения страны помнит, что борьба с радикальными исламистами 20 лет назад заканчивалась порой трагически и многие простые афганцы стали ее жертвами. В незавидном положении находятся проправительственные силы, городское население в Кабуле и крупных городах. Талибы, постепенно захватывая районы на севере и востоке страны, искореняют так называемый светский ислам, насаждая радикальные порядки во всех сферах жизни. Лидеры «Талибана» уже объявили, что они покарают всех, кто присоединился к ополчению.
Объективный анализ позволяет сделать вывод, что формирование народного ополчения вызовет лишь небольшую отсрочку продвижения «Талибана» во все регионы страны. С одной стороны, раздача оружия населению позволит создать небольшие очаги сопротивления, но, с другой стороны, люди, видя агрессию талибов по отношению к своим противникам, будут меньше доверять афганским силам безопасности и полагаться на них в вопросах защиты. Затем это вызовет постепенный полномасштабный переход населения страны на сторону новой влиятельной силы.
Вывод войск НАТО создает условия для постепенного перемещения сил боевиков ИГ, «Аль-Каиды» и других террористических организаций из Ближневосточного региона в Афганистан, и некоторые считают, что в этом и состоит стратегический замысел США. Такой подход протурецкими кругами был уже опробован в Сирии, Ливии, Ираке и Нагорном Карабахе. Есть основания полагать, что США будут создавать условия для вербовки и возрождения этнических боевых террористических формирований, способных дестабилизировать обстановку в странах Центральной Азии, чтобы противопоставить их российскому влиянию в этом регионе. По некоторым оценкам, среди ближневосточных боевиков находятся несколько тысяч выходцев из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Киргизии, завербованных ранее в странах СНГ и обученных в ближневосточных боевых центрах по подготовке террористов. Одним из способов пропагандистской и диверсионной работы боевиков может стать нагнетание антироссийских настроений, особенно в Таджикистане, где функционирует военная база РФ.
Сможет ли Россия и ее союзники дать ответ на этот вызов? Для начала надо обратить внимание, что центральноазиатские государства часто предпочитают действовать обособленно. Так, во время попыток вооруженного прорыва боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ, запрещено в РФ) в 90-х годах на баткенском направлении не удалось организовать совместных боевых действий против боевиков, и Вооруженным силам Киргизии пришлось в одиночку отбивать атаки и удерживать основные горные проходы из Таджикистана. Вооруженные силы Узбекистана разворачивали свои боевые части в оборонительный порядок только в пределах собственной территории в Ферганской долине. Несмотря на настойчивые призывы России скоординировать действия по нейтрализации угрозы в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Узбекистан занял выжидательную позицию, мотивируя это тем, что не участвует в этой структуре. При этом положительно можно оценить опыт совместной миссии так называемых Коллективных миротворческих сил в Таджикистане в 1993–1998 годов – тогда удалось совместно прикрыть афгано-таджикскую границу вооруженными подразделениями погранвойск РФ, 201-й мотострелковой дивизии России, а также батальонами голубых касок Казахстана, Киргизии и Узбекистана.
Различные подходы к взаимодействию в области безопасности и коллективного отражения угроз могут вызвать у руководителей радикальных вооруженных группировок соблазн испытать на прочность приграничные рубежи центральноазиатских государств. Последние сейчас ищут надежного союзника, который позволит обеспечить их безопасность и суверенитет, поглядывая и в сторону РФ, и в сторону Америки. Нельзя, например, исключить, что для обеспечения безопасности в регионе американцы могут вернуться к опыту функционирования военных баз США и стран НАТО в Бишкеке (Киргизия), Душанбе (Таджикистан), Термезе, Карши и Кагане (Узбекистан), которые в былое время относительно эффективно поддерживали бойцов НАТО в Афганистане. Хотя сейчас, судя по действиям Вашингтона, США закроют глаза на возможные агрессивные действия «Талибана» против центральноазиатских государств.
Потому на возможные агрессивные действия талибов надо готовить ответ России и центральноазиатским странам. Анализ состояния боеготовности частей вооруженных сил этих государств показывает, что за прошедшие годы ими сделаны выводы из действий боевиков радикальных организаций в Афганистане и на Ближнем Востоке. В целом в вооруженных силах стран региона завершена реорганизация структур всех боевых частей, доставшихся им после распада СССР, повышена их мобильность на уровне подразделений, во многом обеспечивается поставка относительно современного вооружения и техники. Значительно повышена боевая выучка, за счет увеличения количества контрактников и создания новых учебных центров в среде солдат и офицеров растет уровень мотивации к службе. Однако в силу отсутствия собственного полноценного военно-промышленного комплекса уязвимое место всех этих вооруженных формирований – слабое техническое состояние авиации, войск ПВО и слабые разведывательные возможности. Попытки сэкономить в предыдущие годы на закупке и содержании технически сложных военных образцов вооружения и военной техники привели к практически небоеспособному состоянию некоторых видов и родов войск. При этом надо учитывать, что страны НАТО направили достаточно большой объем современного вооружения и техники для подготовки и обеспечения вооруженных формирований правительства Афганистана. Теперь все это может достаться «Талибану» вместе с подготовленными американскими инструкторами афганскими специалистами.
Талибы скорее всего возьмут власть в Афганистане. Но будут ли они агрессивны к своим соседям по СНГ, пока сказать трудно. Можно предположить, что, придя к власти, руководство «Талибана» будет имитировать невмешательство в дела соседних государств. Но нельзя исключать, что талибы при финансовой поддержке недругов РФ будут поощрять развитие в странах СНГ незаконных вооруженных формирований (НВФ). Хотя прямая вооруженная агрессия со стороны афганских НВФ в страны Содружества пока маловероятна, отдельные вылазки могут иметь место. Такая ситуация уже была отмечена в начале 90-х годов XX века в Таджикистане. Эта страна в полной мере на себе ощутила горе гражданской войны и гуманитарной катастрофы, дестабилизацию внутренней обстановки, множество людей были вынуждены столкнуться с насилием, голодом, мародерством и другими ужасами военного противостояния. Благодаря усилиям РФ и миротворцам стран СНГ ситуацию удалось стабилизировать, но этот урок надо помнить и не допустить, чтобы ситуация повторилась.
комментарии(0)