Фото Reuters
Принятые недавно поправки в закон 171-ФЗ «О регулировании алкогольной продукции» разрешают отныне применять название «шампанское» лишь в отношении российского шампанского, произведенного на территории России, обязывая одновременно производителей шампанских вин из французского региона Шампань переименовать их продукцию в «игристое вино».
Как сообщило Reuters, российскими нововведениями естественным образом возмутились французские виноделы из провинции Шампань. Члены местного профессионального объединения производителей шампанского призвали дипломатов Франции и ЕС повлиять на принятие закона. В Брюсселе уже заявили, что Еврокомиссия сделает все необходимое, чтобы защитить права европейских компаний в случае вступления в действие в России нового закона, который разрешает называть шампанским только продукцию российского производства.
Марка «Советское шампанское» была разработана еще в 1928 году Совнархозом, когда большевистское правительство не очень задумывалось над такими категориями, как права интеллектуальной собственности. Производство игристого напитка было начато в СССР в 1937-м, и он стал устоявшимся брендом на рынке алкогольной продукции СССР, а затем стран СНГ.
Однако в конце 1990-х – начале 2000-х годов в связи с присоединением России к ВТО был принят целый ряд новых законов и поправок к действующим законам в целях приведения внутреннего законодательства к международным нормам, в частности к требованиям соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – ТРИПС.
В 2006 году была принята IV часть Гражданского кодекса РФ, посвященная правам интеллектуальной собственности. Пункт 5 статьи 1483 этой части ГК РФ гласит: «В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств – участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта…»
Идея отказа от наименования «шампанское» начала активно обсуждаться с 2009 года. Французы давно настаивали, что напиток шампанское имеет географическую привязку – провинция Шампань. Следовательно, им может называться только продукция, произведенная там. Осенью 2011 года, незадолго до официального принятия РФ в ВТО, производители игристого вина из России выразили готовность добровольно отказаться от использования наименования «шампанское» на своей продукции через определенное время. Была даже назначена дата полного отказа от наименования – 31 декабря 2022 года. Предварительные договоренности об этом были достигнуты с Межпрофессиональным комитетом вин Шампани (CIVS). Одновременно было решено придумать новое название для своего вина, как уже сделали многие другие производители шампанского в европейских странах.
Игристые вина изготавливаются по всему миру, и во многих местах для определения собственного игристого вина уже давно используются свои термины: в Испании это Cava, в Италии – Spumante, в Южной Африке – Cap Classique. Итальянское игристое вино из винограда сорта мускат называют Asti. В Германии известно игристое вино Sekt. Даже другим регионам Франции запрещено использовать название «шампанское». Например, виноделы Бордо, Бургундии и Эльзаса изготавливают вино под названием Crémant.
В принципе аналогичная тенденция существует и в России. В руководстве компании «Абрау-Дюрсо» никогда не держались за название «шампанское». Как заявлял в свое время главный владелец компании Борис Титов, обсуждалась идея создания таких же географических зон по выращиванию винограда, как и во Франции: одна – на территории Северного Кавказа и Краснодарского края, другая – в долине реки Дон в Ростовской области. Соответственно и названия наших игристых вин должны иметь географические указания этих регионов. Иными словами, наш отечественный бизнес придерживается тех же принципов и правил, что и французы. Поэтому логично встает вопрос – как при этом мы можем не уважать права французов?
На рубеже XIX–XX веков князь Лев Голицын, побывав во французской провинции Шампань, сумел наладить выпуск своих вин под марками «Новый Свет» и «Парадиз», которые получили международную известность. В 1896 году новосветское шампанское подавалось во время коронационных торжеств в Москве и заслуженно удостоилось названия «Коронационное». В 1900 году в Париже на Всемирной выставке голицынское шампанское получило Гран-при. Марки вин Голицына стали настолько признанными, что не нуждались в иностранном наименовании «шампанское», а выпускались под собственными названиями и на внешний рынок поставлялись как игристые. Наверное, даже в страшном сне князя, да и кого-либо другого в тогдашней России не могла посетить безумная мысль о запрете наименования марки настоящего французского шампанского в России.
То, что происходит сегодня с французской маркой шампанского, похоже на аберрацию сознания. Возможно, кому-то это покажется актом защиты национальных интересов, хотя этого тут нет и в помине. Если же есть большое желание постоять за национальные интересы, то было бы куда полезнее поставить в переговорах с ЕС вопрос о наших правах на русскую водку в обмен на нашу поддержку французского бренда «шампанское».
комментарии(0)