Такео Акиба считают сторонником «мягкой линии» в отношении Китая. Фото Reuters
Европейские СМИ пытаются понять, какой будет в ближайшее время политика Японии по отношению к набирающему влияние Китаю и как в этом процессе может участвовать ЕС. Представители Страны восходящего солнца в последнее время настойчиво интересуются новой Индо-Тихоокеанской стратегией Евросоюза, которая будет опубликована до конца года, при этом на пост руководителя Совета национальной безопасности Японии прочат сторонника «мягкой линии»в отношении КНР. Это может существенно изменить баланс сил в регионе, в котором есть сразу несколько потенциально взрывоопасных точек, однако вряд ли негативно повлияет на укрепляющееся военное сотрудничество Китая и России.
Между тем министр обороны Японии Нобуо Киси обращаясь к подкомитету Европейского парламента по безопасности и обороне, как пишут европейские СМИ, обозначил интерес Токио к Индо-Тихоокеанской стратегии ЕС, публикация которой ожидается в конце нынешнего года. Страны региона в последнее время пытаются сверить позиции, чтобы понять, как действовать при обсуждении, например, проблемы спорных островов в Южно-Китайском море.
Напомним, в 2014 году Китай заявил о своих правах на острова архипелага Наньша (Спратли), а также о том, что планирует добывать нефть рядом с ними. Архипелаг, один из крупнейших в Южно-Китайском море, – причина давнего территориального спора, претензии на него, кроме КНР, обозначили Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней. Китайцы превратили отдельные скалы и коралловые рифы в острова с развитой современной инфраструктурой – корабельными причалами, аэродромами и другими объектами.
Как отмечают СМИ, Европа планирует противостоять стремлению Китая к доминированию в Южно-Китайском море, а Япония рассчитывает, что ЕС и его государства-члены должны там «заметно увеличить свое военное присутствие».
Нужно отметить, что с января Силы самообороны Японии (SDF) активизировали совместные учения с подразделениями из стран – партнеров «четверки» – региональной группировки, в которую входят Япония, США, Индия и Австралия. Заметна и активизация европейских сил: морские и наземные силовые структуры Японии неоднократно тренировались с французскими коллегами. Также после того, как 19 апреля ЕС обнародовал первоначальную версию своей Индо-Тихоокеанской стратегии, обозначив намерение сфокусироваться на регионе «на основе продвижения демократии, верховенства закона, прав человека и международного права», Брюссель осудил Пекин за создание напряженности в спорных водах Южно-Китайского моря.
Но сами официальные лица ЕС отмечают, что возобновление военной активности в Южно-Китайском море и вокруг него в форме совместных учений или прохода британских и немецких военных кораблей не является подтверждением готовности лидеров ЕС или Великобритании напрямую оспорить стремление Китая к региональной гегемонии. Хотя власти и азиатских, и европейских стран, обеспокоенные последствиями роста могущества Китая, осознают острую потребность в многостороннем взаимодействии.
До избрания Джозефа Байдена на пост президента США вряд ли можно было рассчитывать, что игроки Индо-Тихоокеанского региона и глобальные державы, обеспокоенными попытками КНР доминировать по всей Азии, смогут объединиться в значимую коалицию в противовес Пекину. Но после появления в Вашингтоне нового президента можно предположить, что Европа готова согласовать свой подход по «китайской проблеме» с подходом США. Пока Пекин наблюдал, как его оппоненты готовят беспрецедентный набор скоординированных санкций. И поскольку отношения Европы с Китаем ухудшились, ее готовность предложить конкретную поддержку союзникам в Индо-Тихоокеанском регионе возросла.
Однако опыт последних четырех лет как Европы, так и Азии демонстрирует, что для создания многостороннего альянса нужна воля официальных лиц, которые смогут успешно преодолеть политические разногласия в любой из этих стран для достижения общей цели. Среди всех давних союзников США руководство Японии лучше всех поддерживает здоровые рабочие отношения с американской администрацией благодаря таким чиновникам, как генеральный секретарь Совета национальной безопасности Японии Сигеру Китамура. Он сыграл решающую роль в установлении продуктивных связей между премьер-министром Японии Ёсихиде Сугой и администрацией Трампа после ухода Синдзо Абэ с поста в прошлом году. Также он принял участие в ключевой трехсторонней встрече с американскими и корейскими коллегами в Аннаполисе, штат Мэриленд, в апреле 2021 года. На этом саммите, организованном советником Байдена по национальной безопасности Джейком Салливаном, были затронуты многие из наиболее острых проблем, стоящих перед тремя союзниками. Например, обсуждались политика США в отношении Северной Кореи при администрации Байдена, а также безопасность технологически уязвимых цепочек поставок в регионе.
Однако сообщения в японских СМИ указывают на то, что Сигеру Китамура может быть заменен на Такео Акибу. Это также опытный дипломат, но его считают сторонником гораздо более мягкой политики в отношении Китая, чем Китамуру. Пока это не подтверждено правительством, однако в ЕС опасаются, что замена одного из чиновников, имеющих самые сильные связи с Вашингтоном, не сулит ничего хорошего для двусторонних отношений Японии и США. После выборов, которые состоятся в Японии осенью, станет известно, прислушался ли ЕС к призывам Токио о расширении участия страны в реализации обновленной Индо-Тихоокеанской стратегии.
Впрочем, возможное потепление отношений между Японией и Китаем вряд ли отразится на военном сотрудничестве КНР с Россией. В конце прошлого года Владимир Путин заявлял о перспективе военного союза между странами. «Мы всегда исходили из того, что наши отношения достигли такой степени взаимодействия и доверия, что мы, в общем, в этом не нуждаемся, но теоретически вполне можно себе такое представить», – отметил глава РФ. «Нет предела китайско-российской традиционной дружбе и нет ограничений для расширения нашего сотрудничества», – заявил в ответ представитель китайского Министерства иностранных дел Чжао Лицзян.
комментарии(0)