Афганская делегация уже встретилась с представителями Конгресса. Фото Reuters
По сообщениям из Кабула, 25 июня Вашингтон посетят президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани и глава Высшего совета национального примирения Абдулло Абдулло. Согласно заявлению Белого дома, они встретятся с президентом США Джозефом Байденом для обсуждения ситуации, складывающейся в стране в связи с выводом войск США и НАТО из Афганистана.
Обстановка в Афганистане близка к критической. Этому способствует ускоренный вывод войск США и НАТО, активная боевая деятельность «Талибана» (запрещен в России) и усиливающаяся дезорганизация в управлении страной и ее силовой составляющей.
По данным на 8 июня, из Афганистана выведено около 50% американских военнослужащих и полтысячи единиц различного оборудования. Вес грузов, вывезенных самолетами, эквивалентен примерно 500 т. 13 тыс. единиц различной техники, которую не планируют передать афганцам, будет уничтожено на месте. Как заявляют представители Пентагона, вывод войск может быть завершен намного раньше – не к 11 сентября, а к середине июля или даже к началу июля.
По некоторым данным, прорабатываются варианты обеспечения безопасности посольства США в Кабуле после вывода войск. Общая численность контингента охраны может составить от 200 до 1 тыс. человек.
Свои контингенты также выводят из Афганистана страны НАТО, Австралия, Новая Зеландия и Грузия. Это порядка 7 тыс. военнослужащих.
На фоне ухода иностранных войск талибы перешли в наступление. Афганская национальная армия (АНА) без разведывательной, авиационной и материально-технической поддержки США и НАТО не в состоянии противостоять им. За май и 20 дней июня в дополнение к уже захваченным районам талибы установили контроль еще над 60 районами в 17 провинциях страны, преимущественно прилегающих к провинциальным центрам.
С начала июня в стратегии талибов появились новые нюансы. Они активизировали наступление в провинциях, граничащих с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном, а также в центральных регионах. Талибы блокировали практически все магистрали, соединяющие север с центром Афганистана, создав серьезные проблемы в снабжении ряда регионов. Так, в провинции Сари-Пуль уже ощущается голод.
Правительственные войска без подкреплений, боеприпасов и запасов материально-технических средств, брошенные командованием на произвол судьбы, вынуждены либо сдаваться талибам, либо оставлять занимаемые позиции. Это заставляет местное население самим заботься о безопасности. В ряде мест бывшие моджахеды из числа таджиков, узбеков и туркмен формируют отряды ополчения. В провинции Джаузджан (граничит с Туркменистаном и Узбекистаном) в их ряды вступают даже женщины. Как заявил журналисту местного издания TOLOnews командир подразделения коммандос АНА, действующего в провинции Тахор, армия и местное население не позволят «пенджабцам, марионеткам» угрожать его стране.
Из этих слов офицера АНА следует, что в рядах талибов воюют выходцы из пакистанского штата Пенджаб. А это означает, что лидеры Движения талибов (ДТ), привлекая иностранцев, ведут дело к межнациональной и межрелигиозной войне в Афганистане. Помимо обострения отношений по линии пуштуны – нацменьшинства и сунниты – шииты (хазарейцы и небольшая часть таджиков) может возникнуть еще одна линия разлома: афганские нацменьшинства – пакистанцы в рядах ДТ.
Складывается впечатление, что талибы к завершению вывода из страны войск США и НАТО намерены захватить максимально большее число сельских районов и установить контроль над основными автомагистралями, а после их вывода начать наступление на административные центры провинций. Талибы уверены в том, что они уже победили не только сверхдержаву – США, но и весь мир, вместе взятый.
На этом фоне американцы продолжают попытки договориться с соседями Афганистана о размещении своих сил на их территории. 14 июня спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад посетил Казахстан, где встретился с президентом страны Касым-Жомартом Токаевым. Вполне возможно, что речь шла о предоставлении республикой своей территории для выводимого из Афганистана контингента. Подробностей о встрече нет, остается только гадать, о чем на самом деле шла речь. Но Казахстан – член ОДКБ, поэтому дать согласие на размещение американских войск республика без учета мнений других членов этой организации не может.
Совершенно очевидно, что талибы активно готовятся к захвату власти в стране после вывода иностранных войск. Это неизбежно вызовет новую волну эмиграции. Талибы обещали не мстить тем афганцам, которые работали на иностранцев во время оккупации, – переводчикам, водителям, обслуживающему персоналу, если они «покаются» и будут верны новой власти. Но веры талибам ни у кого нет. Еще свежи у многих афганцев годы их правления.
Как заявил в интервью информационному агентству АР экс-президент Хамид Карзай, 20 лет назад международное сообщество пришло в Афганистан бороться с экстремизмом и принести его народу стабильность. Но ни одна из целей не достигнута. Экстремизм сегодня находится на пике. Наследие США и НАТО – разоренная войной нация в «полном позоре и катастрофе». Карзай считает, что афганцы должны сами защищать свою страну и заботиться о своей жизни.
Похоже, что гражданская война в Афганистане не прекратится и после вывода иностранных войск и будет продолжаться до тех пор, пока сами афганцы не договорятся между собой. Ясно одно – в любых новых структурах власти постконфликтного Афганистана талибы будут играть если не лидирующую, то достаточно важную роль.
комментарии(0)