Фото Reuters
В Армении, прошедшей через горнило крайне ожесточенных предвыборных баталий, избран новый состав Национального собрания (парламента). И вновь подавляющее большинство депутатских мандатов – 71 из 107 – получат представители партии «Гражданский договор» (ГД) действующего премьер-министра Никола Пашиняна. Таким образом, молодой политической силе удалось повторить свой успех трехлетней давности. Повторить, несмотря на жестокое поражение в Карабахе осенью прошлого года. Это означает, что общество по-прежнему стремится к переменам, связывая надежду на их осуществление персонально с Пашиняном. Власть это хорошо понимает.
Пашинян, который в ходе всей избирательной кампании обещал сменить революционный «бархат» на «сталь» в борьбе со всеми негативными проявлениями, связанными с именами представителей прежних властей, пока что быстро сменил лишь риторику. Он заявил, что намерен начать консультации со всеми «здоровыми политическими силами», которые не сумели пройти в парламент. Таким образом, сделана заявка на диалог вместо успевшего поднадоесть разделения общества на сторонников и противников революции. Последние, ведомые экс-президентами Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном, представляют оппозицию в новом парламенте.
Главный вопрос, на который придется уже в ближайшее время ответить властям, – кадры. Доселе молодые ставленники ГД на высоких должностях (министры, руководители ведомств, губернаторы) нередко критиковались за некомпетентность. Информированные источники утверждают, что кадровый вопрос начнут решать сверху: на ключевой пост первого вице-премьера будет назначен крупный предприниматель, один из спонсоров предвыборной кампании Пашиняна Хачатур Сукиасян. Основав свой бизнес еще в начале 1990-х годов, он сумел успешно развивать его при всех властях. Интересы Сукиасяна простираются далеко за пределы республики, его знают и в России, и в странах Ближнего Востока. Видимо, именно такой человек нужен сегодня Пашиняну в свете сложнейших переговоров по деблокаде границ в регионе и возобновлению железнодорожного движения по маршрутам советского времени. Пока же поезда Южно-Кавказской железной дороги («дочка» РЖД) ходят из Еревана лишь до Тбилиси и Батуми. Очевидно, что и армянской стороне, и российской, активно участвующей в переговорах Еревана и Баку, хотелось бы восстановления старых транспортных схем.
Коренное кадровое переформатирование ожидает МИД – сегодня ведомством руководит лишь один замминистра, все другие чиновники ранее подали в отставку из-за несогласия с политикой премьера. Но кто бы ни был назначен руководителем внешнеполитического ведомства, сам вектор внешней политики Еревана останется прежним: дальнейшее укрепление и развитие взаимодействия с Москвой. Именно Россию Пашинян постоянно называет главным гарантом безопасности республики и сохранившейся части Нагорного Карабаха, где несут вахту российские миротворцы. Никакого протеста в обществе это не вызовет: антироссийские силы на прошедших выборах в совокупности не набрали и 1,5% голосов.
В свою очередь, и Москва устами Дмитрия Пескова, Сергея Шойгу и Марии Захаровой ясно дала понять, что итогами армянских выборов удовлетворена. Захарова, в частности, подчеркнула, что российская сторона рассчитывает на «полную реализацию трехсторонних заявлений лидеров Азербайджана, Армении и России от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года». Напомним, что в этих документах красной нитью проходит настойчивый призыв к деблокаде границ и возобновлению работы транспортной инфраструктуры региона. Поэтому в Москве отнюдь не желали бы внутриполитической дестабилизации в Ереване. Говорить о том, что российская сторона могла бы в той или иной форме поддержать реваншистские устремления проигравшего выборы «карабахского клана», сегодня не приходится.
Что касается отношений с «коллективным Западом», в частности с США и Францией, которые являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, то ожидать сколько-нибудь существенного прогресса не приходится. С одной стороны, Москва явно не хотела бы активизировать работу сопредседательства, ибо в какой-то момент это может привести к требованию замены российского миротворческого контингента на международный, что вряд ли входит в интересы Кремля. С другой – и в Америке, и во Франции сильны в диаспоре позиции партнера Роберта Кочаряна, партии АРФ «Дашнакцутюн». Она может попытаться дискредитировать официальный Ереван перед этими державами.
В целом перед новым армянским правительством неизбежно встанет длинный ряд социально-экономических проблем, решать которые будет тем сложнее, что экономика страны испытала сильнейший шок в связи с 44-дневной войной в Карабахе и проблемами, порожденными ограничениями в передвижении сезонных рабочих и грузов из-за пандемии. И кстати, хотя сегодня в Армении фиксируется небольшой ежедневный прирост заразившихся (цифры в 10 раз ниже прошлогодних), ясно, что из-за многочисленных предвыборных митингов и мероприятий положение может осложниться. Пока совершенно неясно, как могут власти противостоять такой угрозе, тем более что большинство граждан, мягко говоря, не являются сторонниками вакцинации и строгого соблюдения мер индивидуальней защиты.
комментарии(0)